Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ярычев Бадрудин Увайсович, ассистент кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет
Стереотип старости - образ старости и отражение положения пожилых людей в общественном сознании: в обыденных представлениях людей, в средствах массовой информации и т.д. Стереотип старости может быть позитивным или негативным. При позитивном стереотипе подчеркиваются жизненный опыт и мудрость пожилых людей, необходимость уважения к ним и соответствующей поддержки. При негативном стереотипе пожилой человек характеризуется как дряхлый, склонный к болезням, легко поддающийся усталости, консервативный, постоянно пытающийся навязать свой устаревший опыт. Стереотипы играют большую роль в жизни общества и оказывают значительное влияние на самих пенсионеров по возрасту, во многом определяя их активность и отношение к своей жизни на пенсии, к своим возможностям и способностям, правам и обязанностям. [1,с.169]
Среди распространенных мифов и представлений о старости и людях пожилого возраста в нашей стране и за рубежом можно выделить следующие: старый человек – это существо болезненное, слабое, без средств к существованию, которое не может работать и нуждается в постоянной помощи и опеке; это существо заброшенное и одинокое, консервативное, нередко страдающее нарушениями мозговой деятельности; с возрастом человек утрачивает умение принимать правильные решения, его развитие затормаживается, он не способен к дальнейшему обучению, постепенно утрачивает память и сексуальные функции.
Позитивное отношение к жизни коррелирует с удовлетворенностью, которая представляется тремя факторами: продолжением социальных связей, финансовой независимостью и хорошим здоровьем. В старости именно эти факторы становятся негативными: появляются или возможны социальная изоляция, финансовая беспомощность и плохое здоровье. Они могут влиять на негативное отношение к пожилым. [2,с.19]
Другое объяснение девальвации старого возраста – невозможность для пожилого человека быть продуктивным, ориентированным на достижение. Для индустриальных западных обществ характерна высокая оценка таких качеств, как вера в собственные силы, автономность. При этом зависимость считается признаком слабости. К важным ценностям современной западной цивилизации можно отнести также социальную этику активности и продуктивности (в противоположность пассивности и потребительству), которая отдает предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной, старомодной старости. Все эти ценности передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интернализацией новых ролевых функций.
Таким образом, понятие «стереотип» в геронтологической литературе традиционно применяется для выражения негативного отношения к пожилым. Основные стереотипы пожилых в современной западной культуре:
1. Все пожилые одинаковы.
2. Старые люди бедные.
3. Все пожилые нездоровы.
4. Все пожилые подвержены депрессии.
5. Пожилые – обуза для других.
6. Пожилые не могут функционировать в обществе.
7. Все старые люди одиноки.
8. Все старые люди становятся слабоумными.
В то же время достаточно много исследований не подтвердили очевидность негативного стереотипизирования пожилых людей. Они оцениваются более негативно, чем молодые только в том случае, если они физически недееспособны или умственно отсталы.
В нашей стране много лет подспудно формировалось негативное отношение к старости. Появился общественный стереотип пассивного пожилого человека, нуждающегося в постоянном уходе, являющегося лишь дополнительной ненужной нагрузкой для здоровых людей, что способствует появлению у пожилых людей чувства вины. Негативные стереотипы пожилых и аттитюды к ним говорят о том, что общество пока не смогло найти адекватные формы взаимодействия с ними.
Социальный стереотип (в нашем случае стереотип пожилых) включает в себя оценку определенного объекта (пожилых людей) и ее эмоциональную окраску (отношение к ним), т.е. когнитивный и аффективный элементы в сумме с поведенческим дают особый аттитюд (установку на пожилых). Установки в отношении лиц преклонного возраста не являются универсальными и зависят от специфического стереотипа, сформировавшегося у индивида. [3,с.31]
Поэтому при изучении стереотипов и ожиданий пожилых, нами обнаружено следующее. Почти во всех половозрастных группах присутствуют такие представления о пожилых, как их социальная изоляция (одиночество), низкий материальный уровень, плохое здоровье. Однако проведенное выше разделение понятий стереотипа и аттитюда дает основание полагать, что к пожилым людям не всегда относятся в действительности негативно. Знание особенностей, сопутствующих поздней жизни, еще не означает плохого отношения к пожилым людям в целом. Более того, в молодых группах оказались значимыми представления о том, что «старших нужно уважать», «пожилые вызывают жалость и сострадание», «необходима социальная защита пожилых». Оказались незначимыми или вообще не встретились такие мнения, как: пожилые все одинаковы, подвержены депрессии, не могут функционировать в обществе, становятся слабоумными. [3,с.32]
В содержании стереотипа российских пожилых наряду с негативными характеристиками (консерватизм, критичное отношение к молодежи, занудство, ворчливость) присутствуют и позитивные (забота о семье, доброта, наличие большого опыта, мудрость, духовная значимость пожилых для молодежи, пожилые прожили достойную жизнь). В группе пожилых присутствуют все выделенные характеристики, однако удельный вес негативных показателей значимо уменьшается, а позитивных соответственно увеличивается. Это указывает на высокую степень совпадения авто- и гетеростереотипов пожилых в нашем обществе. Таким образом, наличие «негативного имиджа» у пожилых в представлениях различных групп нашего общества, включая группу пожилых, не обнаружено.
Исследуемые ожидания отражали представление о том, что должны делать пожилые люди на пенсии, об их ролевом поведении. Обнаружены две основные группы этих представлений. Первая – занятие собой, которое включает следующие подкатегории: пожилые люди должны отдыхать, развлекаться, вести активный образ жизни, общаться, жить для себя. Вторая – помощь семье: пожилые должны воспитывать внуков, помогать семье и детям, выполнять домашнюю работу.
При этом группа пожилых людей имеет представления о своем ролевом поведении, сходные с представлениями других половозрастных групп. Однако за выполнение основных своих функций и социальных ролей, которые приписываются пожилым людям в нашем обществе, пожилые несут ответственность только перед собой и своей семьей. Это свидетельствует о ролевой неопределенности пожилых людей, о том, что в обществе не сложились представления о тех ролях людей позднего возраста, которые бы имели общественную значимость, т.е. налицо недооценка социального значения общественных форм поведения людей старшего возраста.
Литература:
1. Ярычев Н.У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор // Молодой ученый. 2009. № 3. - С. 168-171.
2. Ярычев Н.У. Стереотип пожилого человека как элемент влияния на взаимодействие поколений //Нана. 2006. № 7. - С. 18-22.
3. Ярычев Н.У. Культурная модернизация и изменение стереотипов старшего поколения в системе межпоколенческого взаимодействия //Нана. 2006. № 5. - С. 30-35.