Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бахаев Абу-Магомед Адамович,
студент 3-го курса
Чеченского Государственного Университета,
г. Грозный
E-mail: bahaev.abu@mail.ru
Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления — наиболее распространенное преступление в отношении несовершеннолетних. Опасность привлечения несовершеннолетнего к преступной деятельности отражается как на его психике, влияя на естественный ход воспитания отдельного несовершеннолетнего, так и на состоянии общества, через приобщение к преступной деятельности подростков, наиболее подверженных постороннему влиянию. На 2005 год каждое одиннадцатое преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии; по данным на январь-март 2006 года несовершеннолетними совершено каждое двенадцатое преступление.
Теория и практика выделяют две разновидности вовлечения:
— неконкретизированное, при котором действия взрослого лица представляют собой пропаганду преступного образа жизни, вербовку новых сторонников преступного мира, обеспечивающую пополнение преступных рядов и не направленную на привлечение несовершеннолетнего к совершению определенного преступления;
— конкретизированное, заключающееся либо в склонении подростка к участию в задуманном взрослым преступлении в качестве соисполнителя или пособника, либо в формировании у несовершеннолетнего самостоятельного умысла на совершение определенного деяния.
Непосредственным объектом преступления являются нормальное физическое развитие и нравственное воспитание несовершеннолетних. В литературе высказывались мнения, что непосредственным объектом можно назвать общественный порядок — т.е. вовлечение лица в совершение преступления, и как результат — его совершение затрагивает общественный порядок и спокойствие.
Вовлечением в совершение преступления признаются действия взрослого лица, которые направлены на возбуждение желания несовершеннолетнего совершить активные противоправные действия — это объективная сторона преступления. Объективная сторона может выражаться только в активных действиях, путем бездействия вовлечение в преступление невозможно.
Противоправные действия могут быть совершены несовершеннолетним под воздействием обещаний, обмана, угроз или иным способом. Причем активность совершаемых подростком действий не означает осознание преступности, противозаконности совершаемого. Опаснее является вовлечение, когда оно сопряжено с угрозами по отношению к несовершеннолетнему. Угрозы могут быть о применении физического насилия или психологического воздействия, чему особенно подвержены несовершеннолетние.
Иной способ вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления связан с разжиганием зависти, мести, низменных побуждений, подчеркиванием его умственной или физической неполноценности по отношению к лицу, на которое направлены преступные действия, и т.д.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст.150 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Не может быть привлечен к уголовной ответственности взрослый, если он не осознавал и не допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления.
Дефиниции разновидностей преступных групп определены в ст. 35 УК РФ. Вовлечение в совершение преступления группой лиц без предварительного сговора может иметь место путем активной и инициативной роли взрослого в совершении конкретного преступления. Так, если взрослый из хулиганских побуждений начинает избиение потерпевшего, а к нему присоединяются затем подростки, осознавая хулиганский характер своих действий, то вполне возможна ответственность взрослого за вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу. В реальной действительности практическое значение имеет вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, в преступное сообщество (преступную организацию), а также случаи совершения преступления посредством использования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста.
При расследовании преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу, особое значение имеет наличие внутренних связей и структуры такой группы.
Дела о преступлениях, предусмотренных ст. 150 УК РФ, стали относительно редким явлением в следственной практике. Такую практику нельзя оправдать дефицитом времени во время проведения расследования, сложностью доказывания и т.п., она противоречит как задачам уголовного законодательства России (ст. 2 УК РФ), так и назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ).