Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Восприятие искусства как основа формирования художетвенной культуры личности Онтогенез восприятия и понимания произведений живописи

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сачко Ольга Александровна
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 4311
Показать PDF версию Восприятие искусства как основа формирования художетвенной культуры личности Онтогенез восприятия и понимания произведений живописи
Сачко Ольга Александровна
Преподаватель изобразительного искусства МОУ ДОД "Вейделевская детская школа искусств"
E-mail: olsa4ko@mail.ru
Белгородская область, поселок Вейделевка

Ряд исследований показывает, что в специально организованном обучении, направленном на освоение выразительности художественной формы, дети уже в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах обнаруживают умение интерпретировать образное содержание произведения (В.В. Алексеева, В.А. Гуружапов, Ю.М. Зубарева, В.А. Езикеева, Л.А. Ивлева, Г.Н. Кудина и 3.Н. Новлянская, Б.М. Неменский, Б.М. Козлов, Л.И. Олиференко, Ю.А. Полуянов, Н.Н. Турро, А.Ф. Яковличева и др.). Школьник может оценивать произведения искусства даже специально не предназначенные для детей, исходя из понимания выразительности художественной формы. Он может учитывать возможную точку зрения автора на явления жизни, связанные с содержанием конкретного произведения, авторские мысли и чувства, опираясь на свой, личный опыт переживаний.

Показано, что в результате систематического и продуманного обучения дошкольников значительно развивается способность цветовосприятия. А это задача как сенсорного, так и эстетического воспитания. Известно также, что если на уроках рисования систематически возвращать внимание детей к главным выразительным моментам картины, то ученики 5-6 классов могут затем самостоятельно воспринимать смысловые связи в произведениях искусства.

Н.Н. Турро рассматривала возможность развивать у учеников средней школы художественный вкус, в основе которого лежит способность оценивать художественные объекты в целом, через выполнение коллективных практических изобразительных работ (панно, аппликации).

Интересно исследование, посвященное проблеме развития художественного восприятия изобразительного искусства у детей 10-12 лет в условиях художественного музея. Ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства происходило через формирование правильного отношения к образам, которые являются не простым повторением жизненных явлений, а результатом осмысления жизни автора.

Наиболее успешные сдвиги в обучении происходят в случае взаимодействия двух видов деятельности: зрительного восприятия искусства и художественного творчества. При таком обучении самостоятельное изобразительное творчество благотворно влияет на развитие способности к содержательному обобщению художественной формы, понимание специфики изобразительного языка.

Восприятие произведений искусства в процессе активных занятий живописью развивает у детей 10-12 лет понимание эмоциональной выразительности цвета пейзажей и натюрмортов. В.С. Кузин считал, что связь между восприятием изобразительного искусства и уроками тематического и декоративного рисования должна осуществляться по-разному: знания, полученные учащимися в процессе практических занятий по изобразительному языку, должны найти свое дальнейшее развитие и закрепление во время анализа произведений художников; сведения, которые получают школьники во время беседы об изобразительном искусстве, в дальнейшем должны использоваться ими в рисунках с натуры, декоративных рисунках.

Наиболее отчетливо проблема восприятия художественных произведений и его развития в школьном возрасте поставлена Б.П. Юсовым. Обобщив имеющиеся представления о специфике художественного восприятия, Б.П. Юсов предложил развитие художественного восприятия путем решения трех основных задач:

1. развитие отзывчивости.

2. способность выразить свое отношение к произведению.

3. расширение объема знаний и представлений об искусстве.

Все эти задачи должны быть тесно связаны между собой и решаться с учетом возрастных особенностей восприятия детей. Модель обучения, разработанная Б.П. Юсовым, включает развитие познавательного, сенсорно-эмоционального, нравственно-аффективного аспектов личности.

Б.П. Юсовым предложена структура процесса восприятия произведения изобразительного искусства, где различаются:

– техника (материал и метод его применения), формат, цвет, тон, общее распределение масс, образующие «композиционно-технический» слой;

– сюжет, предметный состав изображения, представляющие «предметно-сюжетный» слой;

– фрагмент, деталь, узловые точки произведения, относящиеся к «предметно-эмоциональному» слою.

Конкретный акт восприятия произведения, как считал Б.П.Юсов, может реализоваться с любого элемента и в любой последовательности.

В последние годы многие авторы отмечают, что надо так организовать общение ребенка с художественным произведением, чтобы введение законов искусства помогло ему раскрыть «секреты» автора, его замысла. Для этого необходимо переключаться из одной, неэстетической реальности, в другую – эстетически освоенную, и «самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества». Зритель должен вжиться в художественное произведение как в особый, автором созданный мир, воспринять пафос произведения. Под пафосом в данном случае понимается идея, чувство или гамма чувств, которая выражена в произведении и составляет его идейно-эмоциональное ядро.

Метод обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы был созданный коллективом педагогов и психологов под руководством Б.М. Неменского. Одна из основных целей обучения в средней школе – «побудить ребенка просмотреть всю окружающую жизнь с позиции вглядывающегося в нее художника». Эта цель должна достигаться как в процессе изобразительной самодеятельности, так и в процессе общения с произведениями искусства.

Изучение особенностей восприятия детьми произведений искусства, несомненно, имеет значение для повышения его воспитательного воздействия на развитие личности, на продвижение детей к более адекватному и полноценному пониманию и эстетическому переживанию художественных произведений.