Срочная публикация научной статьи


Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Воспитание толерантности в процессе организации деятельности на уроках технологии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мунтян Владлена Юрьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №9 2022»  (сентябрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 58
Показать PDF версию Воспитание толерантности в процессе организации деятельности на уроках технологии

Мунтян Владлена Юрьевна

Аннотация: в статье раскрывается значение толерантности как условия гармоничных отношений в обществе, рассматриваются вопросы актуализации конструктивных умений взаимодействия людей для успешного воспитания толерантности у детей.

Ключевые слова: толерантность, принципы сотрудничества и диалогичности, этническая среда воспитания, доверительность и открытость взаимоотношений.

Толерантностью называют способность личности воспринимать без противодействия отличающиеся от собственных мнения, особенности поведения и внешность других людей. В основе этого понятия лежит признание каждого человека как высшей ценности. Не вызывает сомнений актуальность проблемы толерантности в нашем обществе. Нередко приходится наблюдать у детей неприятие чужого мнения и внешнего облика. Назрела необходимость в наиболее эффективных средствах воспитания толерантности у детей.

Сегодня толерантность расценивается не только как терпение, снисходительность, но и как признание, принятие, понимание.

Признание — это умение сдержанно относится к человеку с другой логикой мышления.

Принятие — это понимание того, что люди отличаются друг от друга.

Понимание — это способность видеть мир разносторонне, с разных точек зрения.

Следовательно, посредством толерантного поведения утверждаются ценности и принципы, которые необходимы для общего выживания: терпимость к чужим мнениям, диалог, желание понять другого человека и найти компромисс.

Важнейшей современной проблемой является проблема культуры общения. В школу приходят дети из разных микросоциумов, с разными взглядами и собственным жизненным опытом. Их коммуникативная деятельность ограничена. Ребенку надо научиться принимать другого человека как значимого для себя и объективно оценивать собственные взгляды. Для воспитания толерантности надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для успешного взаимодействия детей, установить атмосферу принятия и сотрудничества.

2. Организовать различные виды деятельности, способствующие формированию позитивного толерантного поведения.

3. Формировать навыки социального взаимодействия и коммуникативные навыки.

Работу с классом следует строить на принципах сопереживания, сотрудничества и взаимоуважения. Достижения таких взаимоотношений — это сложный и кропотливый процесс, требующий вдумчивой работы с учетом возраста детей, их семейного положения, сложившихся стереотипов.

В воспитании толерантности значительное место отводится семье. Тесное взаимодействие педагогов и родителей способствует эффективности воспитания детей. Участие родителей в школьных мероприятиях — это хороший пример взаимодействия школы и семьи.

Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы по формированию толерантности в классном коллективе все меньше проявляются отрицательные качества в личности ребенка.

Развитие толерантности — это серьезный интеллектуальный труд, который будет успешным при глубоком понимании гармоничных отношений самим педагогом. Особенно актуальным становится постоянное изучение интересов современного ребенка: его привязанностей, представлений, кумиров. Понимая новые тенденции, учитель быстрее увидит причины возникающих трудностей и, следовательно, найдёт методы воспитания толерантности. Она развивается на основе доверительности и открытых взаимоотношений учителя и его учеников. Чтобы воспитывать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. Ребенок как саморазвивающаяся личность должен быть готов к изменениям и самореализации.

Конструктивные умения взаимодействия людей основываются на следующих правилах:

поддержка у ребят установки на толерантность созданием ситуации успеха;

изучение возможности микросреды для интеграции ее в воспитательный процесс по формированию толерантности;

соблюдение принципа сотрудничества;

стимулирование стремления воспитанников к самовоспитанию толерантности;

побуждение учащихся к осознанию собственных действий.

Классные часы и творческие дела коллектива учеников должны быть нацелены на воспитание доброжелательного отношения к людям, которое позволяет успешно адаптироваться в жизни. Отношения со сверстниками приобретают для ребят особое значение, и это открывает дополнительные возможности для достижения учебно-воспитательных целей. Поддержка и одобрение товарищей создают психологический комфорт, поэтому ребенка необходимо убедить в том, что ему отводится важная роль в классном коллективе. Сплотить такой коллектив помогают не только этические беседы, но и психологические тренинги, которые проводят с детьми школьные психологи, определяющие пути выхода из конфликта.

Воспитывать толерантность необходимо с учётом этнической среды воспитания ребенка, культуры народа. Следует развивать представления детей об этнических обычаях и традициях, формируя умение жить в соответствии с ними, не теряя своей индивидуальности. Убедительными в беседах с детьми могут быть примеры последствий интолерантности в мировом сообществе. Но в классных коллективах должны обсуждаться не только события в мире, в обществе вообще, но и жизненные ситуации, связанные с толерантным или интолерантным общением ребенка с окружающими людьми. В этом случае будут в единстве воспитательный процесс и жизненный опыт.

В практике моей работы на уроках технологии в классах создаётся благоприятная среда для формирования толерантных установок. Это проявляется в том, что учащиеся осознают цели совместной работы и находят в ней личностный смысл, вместе планируют деятельность, создают ситуации свободного выбора способов достижения целей. При этом каждый участник может проявить себя, добиться успеха.

Подводя итоги работы детей на уроке технологии, я предлагаю ученикам оценить её результаты, высказаться об успешности принятых решений при выполнении задания. Ученики учатся толерантно относится к противоположному мнению, избегают однозначных оценок, пытаются объективно, всесторонне рассмотреть любую деятельность на уроке. Они совместно планируют и целесообразно распределяют роли между собой при выполнении коллективной работы. При этом каждый стремиться добиться успеха, внося свой вклад в общее дело. Доверительность, взаимопонимание и поддержка учеников формируют на уроках технологии атмосферу дружбы.

На уроках технологии установились свои традиции, например, «Семейное чаепитие», «Хозяюшка». Совместная творческая работа объединяет ребят, накапливает их опыт самоуправления поведением.

Список литературы

1. Аникеева Н.П. «Учителю о психологическом климате в коллективе» -М.: Просвещение, 1983.

2. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя 5-11 классов» — М.: «ВАКО», 2002.

3. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа.- 2001, № 11-12.