Евразийский
научный
журнал

Воспитание нравственных ценностей через семейные традиции

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Переверзева Валентина Александровна, Лыкова Ирина Сергеевна, Куркина Юлия Геннадьевна, Афанасьева Ольга Геннадьевна, Боева Кристина Александровна, Мкртычян Светлана Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1877
Показать PDF версию Воспитание нравственных ценностей через семейные традиции

Переверзева Валентина Александровна,
Лыкова Ирина Сергеевна,
Куркина Юлия Геннадьевна,
Афанасьева Ольга Геннадьевна,
Боева Кристина Александровна,
Мкртычян Светлана Николаевна

E-mail: ira.irina-lykova@yandex.ru

Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, способного взять на себя ответственность за свою семью, за свою судьбу, судьбу Отечества.

Именно поэтому мы рассмотрели вопрос воспитания семейных ценностей у себя в группах более глубоко. В качестве семейных ценностей выделили:

— обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);

-традиции (переходящие из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);

— отношения: сердечные чувствования и настроения;

— правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни.

Какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда оказывается, что главную роль в становлении личности на разных этапах играет семья с ее семейными традициями, которые являются древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях. Через традиции, обычаи дети приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, прививают себе определенные нравственные черты и качества.

В ходе работы с детьми и родителями мы выяснили, какие колыбельные песенки поют дома, какие сказки, книжки читают, какие совместные праздники проводят, досуги и т.д. Далее разработали план работы, наметили методы и приемы совместной работы с родителями.

Особое место уделяем чтению. Особенно дети любят, когда им читает, рассказывает взрослый. Родители принимают участие в подготовке костюмов, атрибутов к спектаклям и непосредственное участие в спектаклях. Они стали устраивать домашние спектакли, принося в детский сад много эмоций.

Семейная атмосфера удачно складывается в разумной организации отдыха, в участии в спортивных и туристических походах, в совместных прогулках, прослушивании музыки, посещении театра и кино, во взаимной требовательности, доброжелательности тона в обращении, задушевности и жизнерадостности в семье.

Одним из способов духовной общности является праздник. Самыми распространенными праздниками являются дни рождения ребенка. Мы посоветовали родителям учитывать возраст ребенка, продумывать активное участие каждого из присутствующих в торжестве. Подарки не обязательно дарить дорогие, не дарить одежду, обувь или что-либо съедобное. Приучать ребенка делать подарки своим друзьям.

На одном из собраний, бабушка воспитанника поделилась опытом традиционных семейных ужинов. Мы взяли эту традицию на вооружение, т.к. они канули в прошлое. Семейные ужины — это спокойное общение, уважение, здоровое питание, хорошие манеры, добрые воспоминания.

В число семейных традиций вошли праздники: Осенины, День пожилых, День Матери, Новый год, Рождество, Колядки, Масленица, День Победы, День Семьи. Дети любят такие праздники, тщательно к ним готовятся.

Интересной семейной традицией в прошлые времена было совместное творчество родителей и детей: вместе лепили и вырезали, вышивали, рисовали и т.д. мы решили поддержать эту традицию и организовывали конкурсы, например, «Наши мамы просто класс!».

Традиционным стало и коллекционирование: персонажей мультфильмов, кукол разных народов, военную технику, модельки машин и т.д.

Великолепными традициями в семьях стали совместные походы и «вылазки» на природу в выходные и праздничные дни. Родители поняли, что выходные дни даны для общения с семьей. Дедушки и бабушки стали возить детей по местам своих детских лет, юности.

Опыт работы показал, что воспитание у детей нравственных качеств через ознакомление с семейными традициями, помог детям установить между ними отношения, основанные на чувстве общности и доверия, научились сочетать свои интересы и интересы других, обогащая свой опыт.