Евразийский
научный
журнал

Воспитание на основе традиций казачества

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шелест Светлана Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 3424
Показать PDF версию Воспитание на основе традиций казачества

Шелест Светлана Ивановна 
учитель истории и кубановедения высшей категории
МБОУ СОШ № 45 ст. Северской МО Северский район Краснодарского края
Е-mail: shelest.58@mail.ru

В современных условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. При решении этой проблемы необходимо учитывать влияние социальной среды, в которой растут и формируются многие учащиеся(2). Мы живём в казачьей станице и не имеем права забывать замечательные традиции казаков, их быт и нравы, их систему воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому наш педагогический коллектив не отказывается от идеи создания классов казачьей направленности, ведь жители нашей станицы являются хранителями ценнейшего клада – традиций Кубанского казачества. Мы считаем, что в культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодёжью. В этом нас поддерживают и родители учащихся, и жители станицы.

Определяя основные направления своей деятельности, мы решили построить воспитательный процесс так, чтобы донести до своих воспитанников всё то, лучшее, что вмещает в себя история и культура кубанского народа. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток начинает понимать величие своей Родины, в нём растёт потребность стать творцом, гражданином России (4).

Одним из самобытных разделов в истории отечественной педагогической мысли является воспитательный опыт казаков Северного Кавказа. Казачество как часть русского народа имеет богатейшую историю, свой неповторимый национальный колорит, основой которого является самоотверженное служение Родине. Основой воспитательной системы казаков являлись религиозно-нравственные и военно-патриотические традиции, передаваемые из поколения в поколение, уходящие корнями в духовные ценности русского народа(3).

Военно-патриотическое воспитание казака осуществлялось с самого раннего детства. Семья, социальная среда, государственные институты - вот те субъекты, которые оказывали целенаправленное воздействие на становление личности казака, формируя идеал человека труженика, семьянина, воина, гражданина.

Семья оберегала вековые воспитательные и культурные традиции, использовала присущие только казачеству методы и приемы педагогического воздействия на ребенка. Казаки всем укладом семейной жизни стремились воспитывать в детях чувство долга перед семьей и Отечеством, уважение к старшему и ближнему, отвращение ко злу и неправде, умение жить в гармонии с самим собой и природой, радоваться малейшей удаче и достойно преодолевать трудности, ценить семейное счастье, дружбу, мир и порядок (3).

В семье осуществлялось военно-физическое, умственное, религиозно-нравственное, эстетическое воспитание, хотя систематизированных научных знаний семья не давала. Знания приобретались детьми в процессе трудовой деятельности, общения, в непосредственных беседах с родителями и старшими, в играх, упражнениях на сообразительность и находчивость. Воспитание в семье было начальным этапом приобщения молодого поколения к полноценной казачьей жизни, национальной культуре, системе нравственных ценностей. Оно поддерживалось всем укладом станичной жизни.

Общественный характер воспитания у казаков заключался в том, что наряду с семьей педагогическое воздействие на подрастающее поколение оказывали казачьи объединения и все население станицы(1). С детства казачат приучали уважительно относиться к мнению не только родителей, но и всех старших, прислушиваться к их советам, выполнять их поручения и просьбы. Обычаи, созданные всем укладом станичной жизни, религиозно-нравственные заветы, воплотившиеся в «Кодексе казачьей чести», становились своего рода «законами жизни» всех казаков.

Так на современном этапе, классный руководитель может предложить классу строить взаимоотношения, руководствуясь законами жизни классного коллектива. Их разрабатывают и предлагают сами учащиеся. Именно этими законами руководствуются все члены классного коллектива.

Список использованной литературы:

  1. Родная Кубань. Страницы истории./ Под редакцией профессора В. Н. Ратушняка-Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2003.

  2. Барабанщиков A.B. Военно-патриотическое воспитание молодежи. М., 1983.

  3. Заседателева Л.Б. Казачество как социально историческое и этнографическое явление в истории России. М., 1974.

  4. Основы военно-патриотического воспитания / Под ред. Л.А. Бублика, Ю.С. Васютина, А.Н. Вырщикова и др. М.: Просвещение, 1988.