Евразийский
научный
журнал

Вопросы психологической готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Иванов Андрей Константинович, Солтанзадэ Улвия Энвер гызы
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2019»  (март, 2019)
Количество просмотров статьи: 2084
Показать PDF версию Вопросы психологической готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия

Иванов Андрей Константинович

Согласно специфики деятельности, законодательно установленных полномочий практически все сотрудники полиции несут службу с табельным оружием. Такая специфика деятельности требует умения в необходимый момент аккумулировать резервные и компенсаторные элементы организма, которые не только позволяют предвидеть возможные ситуации, но и способствуют психофизической устойчивости сотрудника полиции, применяющего огнестрельное оружие.

В связи с вышеизложенным особое внимание должно уделяться всем аспектам применения сотрудниками полиции табельного оружия. Сотрудники полиции должны четко знать правовые основы применения огнестрельного оружия, а также порядок его применения. [1]

Помимо правовой подготовки особое внимание следует уделять развитию психологической готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия.

Необходимость такой работы обусловлена тем, что ряд качеств человека формируется и развивается на протяжении определенного временного промежутка. К такому процессу следует отнести и формирование профессиональных качеств полицейского. Если указанные качества отсутствуют или развиты недостаточно, это отрицательно сказывается на исполнении должностных обязанностей. Одним из направлений такой работы является проведение психологических тренингов и иных занятий по психологической готовности к применению оружия.

Осуществление должностных обязанностей в условиях высокой степени риска, в экстремальных ситуациях, когда может возникнуть необходимость в применении огнестрельного оружия, требует от сотрудника полиции умения правильно и профессионально дать оценку ситуации и правомерности применения табельного оружия.

В ситуациях и обстоятельствах, требующих применения сотрудником полиции огнестрельного оружия, у полицейского имеется достаточно минимальный промежуток времени, в котором он должен исходя из динамики развития событий, соотнести ситуацию и наличие оснований правомерности применения оружия.

О значимости деятельности в обучении сотрудников полиции к применению оружия и свидетельствует тот факт, что в Приказе МВД России от 05.05.2018г. № 275 [2] содержится раздел, посвященный подготовке сотрудников полиции как к профессиональной служебной деятельности, так и физической подготовке. Значительная часть в данном разделе отводится упражнениям по стрельбе из огнестрельного оружия.

Готовность действовать в экстремальных ситуациях следует трактовать как готовность полицейского правомерно и в сжатые сроки принимать решения, носящие характер служебно-оперативных задач, в ситуациях, когда повышены умственная, психологическая и физическая нагрузки.

В связи с выше изложенным, будет не совсем корректно подходить к степени подготовленности сотрудника, как к некой аддитивной составляющей его физических способностей, умений и навыков выполнения действий, непосредственно связанных с применением табельного оружия.

Таким образом, мы приходим к выводу, что готовность сотрудника полиции к действиям в экстремальной ситуации представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов.

Следовательно, готовность к применению огнестрельного оружия представляет собой системный процесс.

Если говорить о психологической готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия, то она будет представлять собой процесс, в результате которого у полицейского должны быть сформированы психические и морально-волевые качества, позволяющие к короткий временной промежуток оценить ситуацию и правомерность применения огнестрельного оружия.

Оказавшись в экстремальной ситуации сотрудник полиции должен:

1. По возможности максимально полно и объективно произвести оценку ситуации, ее отдельным элементам.

2. Исходя из воспринятой информации, в максимально короткие сроки дать оценку имеет ли место угроза жизни и здоровью окружающих граждан, самому сотруднику полиции, какие негативные последствия могут наступить, какие есть направления изменить ситуацию.

3. Уже исходя из оценки ситуации, сотрудник полиции должен принять решение о правомерности применения огнестрельного оружия.

Приведенная нами очередность действий носит условный характер, поскольку "... переработка информации всегда осуществляется не после восприятия, а в ходе восприятия". [3]

Оценка обстановки напрямую зависит от того, насколько правильно и объективно сотрудник полиции дал оценку ситуации, ведь если его выводы ошибочны, то им будет дана неверная оценка ситуации, и следовательно, принято не правильное решение, которое приведет к снижению эффекта от его действий.

Результат деятельности сотрудника полиции в экстремальной ситуации напрямую зависит от психических процессов (познавательных и волевых), происходящих в его сознании.

Начальной точкой действий полицейского будет являться восприятие им условий, характеризующих данную экстремальную ситуацию. Характер ситуации будет складываться из таких ощущений как зрительные, слуховые, осязательные и болевые.

Следует отметить, что в указанных ситуациях основополагающая роль будет принадлежать характеристике внимания, его объему и концентрации.

Концентрированность будет означать сосредоточенность на источнике, от которого исходит опасность. А от объема внимания будет зависеть количество информации, на основе которой будет дана характеристика ситуации, степень ее опасности, наличие оснований для применения огнестрельного оружия.

Именно от совокупности данных элементов будет зависеть дальнейший мыслительный процесс, который окажет влияние на быстроту и гибкость мыслительного процесса. И уже на основании этого мыслительного процесса сотрудник полиции будет принимать решение о своих действиях. [4]

На формирование психологических качеств, позволяющих адекватно оценивать обстановку, не терять самообладания, принимать правильные решения существенную роль оказывает психологическая подготовка.

Следует отметить, что экстремальная ситуация характеризуется дефицитом времени и количества воспринимаемой информации, что оказывает негативное влияние на ее качественное и полное осмысление, что естественно отражается на оценке ситуации.

Характер протекания волевых процессов в сознании сотрудника полиции находится во взаимосвязи с совокупностью имеющихся у него мотивов.

Исходя из выше сказанного, считаем целесообразным в целях повышения уровня психологической готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия осуществлять следующие основные направления психологической подготовки:

1. Совершенствовать способности воспринимать максимально возможный объем информации, об экстремальной ситуации. В минимальный временной промежуток дать оценку ситуации, быстро и объективно анализировать ее для принятия правильного решения о возможности применения огнестрельного оружия.

2. Проводить работу по развитию способности к эффективной мыслительной деятельности в условиях, когда присутствуют сбивающие элементы, находящие проявление в форме негативных эмоциональных переживаний, обусловленных экстремальными условиями деятельности.

3. Проводить работу по совершенствованию морально-волевых качеств полицейского в условиях повышенных психических и физических нагрузок.

4. Формирование устойчивой мотивации на эффективное осуществление своих полномочий и в экстремальных условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011г. № 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] — Режим доступа // СПС Консультант Плюс.
  2. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ: приказ МВД Росси от 05.05.2018г. № 275 (ред. от 14.08.2018г.) [Электронный ресурс] — Режим доступа // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
  3. Головко В. А. О необходимости тренингов для подготовки сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия / В. А. Головко // Философия права. — 2017. — № 4. — С.81.
  4. Каримов А. А. О готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия / А. А. Каримов // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2017. — № 1. — с.137.
  5. Кобленков А. Ю. Детерминанты неудовлетворительного уровня психологической готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия / А. Ю. Кобленков // Концепт. — 2017. — № 11. С. 90.
  6. Кудрявцев Р.А. Психологическая готовность сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия / Р. А. Кудрявцев. — М.: Аэтерна, 2016. — 211 с.
  7. Леньков С. Л. Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел / С. Л. Леньков. — М.: Интер Медиа, 2018. — 173 с.

ССЫЛКИ

  1. Головко В. А. О необходимости тренингов для подготовки сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия / В. А. Головко // Философия права. — 2017. — № 4. — С.81.
  2. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ: приказ МВД Росси от 05.05.2018г. № 275 (ред. от 14.08.2018г.) [Электронный ресурс] — Режим доступа // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
  3. Кобленков А. Ю. Детерминанты неудовлетворительного уровня психологической готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия / А. Ю. Кобленков // Концепт. — 2017. — № 11. С. 90.
  4. Каримов А. А. О готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия / А. А. Каримов // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2017. — № 1. — с.137.