Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Шадрина Е.В.,
магистрант группы ЗМЮгр-22-1,
кафедра гражданского права и процесса
ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»,
664003, Россия, Иркутск, ул. Ленина, 11,
E-mail: elishadrina@rambler.ru
Аннотация.
Введение: статья посвящена анализу проблем приобретения права собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, актуальность которого обусловлена социальной значимостью для населения, являющимся потребителем электрической энергией.
Цель: изучить проблемы приобретения права собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства на основе анализа законодательных положений, судебных материалов и разработать предложения по их преодолению, которые позволяли решать вопросы, возникающие в связи с эксплуатацией бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. Методы: при проведении исследования использованы общенаучный и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, системный, эмпирический, статистический) методы познания, методы и приёмы формальной
логики (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.). Выводы: реализация норм Гражданского кодекса Российской Федерации о приобретении эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные электрические сети возможна только после устранения внесения изменений в положения ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, также после внесения необходимых изменений в законодательство о государственной регистрации недвижимости и гражданско-процессуальное законодательство.
Ключевые слова: бесхозяйные вещи, бесхозяйные объекты, электрические сети, объекты электросетевого хозяйства, энергетика, право собственности, электроснабжение, органы местного самоуправления, эксплуатирующие организации.
ISSUES OF LEGAL REGULATION OF OWNERLESS ELECTRIC GRID FACILITIES
Annotation.
Introduction: the article is devoted to the analysis of the problems of acquiring ownership of ownerless electric grid facilities, the relevance of which is due to the social significance for the population, which is a consumer of electric energy. Purpose: to study the problems of acquiring ownership of ownerless electric grid facilities based on the analysis of legislative provisions, court materials and to develop proposals to overcome them, which allowed solving issues arising in connection with the operation of ownerless electric grid facilities. Methods: general scientific and special (formal-legal, comparative-legal, technical-legal, systematic, empirical, statistical) methods of cognition, methods and techniques of formal logic (analysis, synthesis, induction, deduction, etc.). Conclusions: the implementation of the norms of the Civil Code of the Russian Federation on the acquisition by operating organizations of ownership of ownerless linear objects is possible only after the elimination of amendments to the provisions of Article 225 of the Civil Code of the Russian Federation, as well as after making the necessary changes to the legislation on state registration of real estate.
Keywords: ownerless things, ownerless objects, electrical networks, power grid facilities, energy, ownership, power supply, local governments, operating organizations.
Введение
В соответствии с Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» одной из задач по совершенствованию государственного управления в области обеспечения энергетической безопасности является, в том числе, сокращение количества бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.
Задача поставлена, однако, со стороны субъектов энергетической безопасности активных действий по сокращению количества бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства не прослеживается, тем самым энергетике Российской Федерации, может быть причинён, а что еще более значительнее могут быть нарушены права и законные интересы населения Российской Федерации и других заинтересованных субъектов.
Некоторые ориентиры развития правовых основ института приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи на примеры бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее — ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, также правом наделены лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую отказался.[1]
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.[2]
Пункт 4 части 1 статьи 15 Закона №
В связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 №
Внесенные изменения призваны решить проблему бесхозяйности энергетических сетей. На практике признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты сетевого хозяйства является негативной так как органы местного самоуправления уклоняются от инициирования их учёта бесхозяйных электрических сетей и последующего приобретения на них права муниципальной собственности с вытекающими последствиями, связанными с необходимостью содержания данного вида имущества.
Вместе с тем реализация возможностей, введенных в статью 225 ГК РФ Законом №
На практике сетевые организации не обращаются в уполномоченный орган регистрации прав с заявлением о принятии на учет бесхозяйных электрических сетей, так как, в большей части данные сети находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Принятые поправки в статью 225 ГК РФ Законом №
Положения пункта 5 статьи 225 ГК РФ, где определено право эксплуатирующей организации на обращение с заявлением о постановке на учёт в уполномоченный орган регистрации прав на недвижимое имущество, а также право этой организации на обращение в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйный линейный объект идет в разрез с положениями законодательства о регистрации недвижимых объектов, а также с главой 33 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, в которых не предусмотрена возможность подачи заявления эксплуатирующими организациями. уполномоченный орган регистрации прав на недвижимое имущество в данном случае без рассмотрения вернёт заявление эксплуатирующей организации о постановке бесхозяйного линейного объекта на учёт, а суды общей юрисдикции вернут данным организациями заявление о признании права собственности на бесхозяйный линейный объект в связи с тем, что указанные заявления поданы неуправомоченным лицом.
Выводы
Реализация положений ГК РФ о приобретении эксплуатирующими организациями прав собственности на бесхозяйные линейные объекты возможна только после устранения противоречий в нормах статьи 225 ГК РФ, а также последовательных внесений изменений Федеральный закон от 13.07.2015 №
Библиографический список
Специальная литература
Ссылки
[1] п. 1 ст. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации
[2] п. 3 ст. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации
[3] ст. 1 Федерального закона от 21.12.2021 №