Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕСХОЗЯЙНЫХ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шадрина Елизавета Васильевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2023»  (июнь, 2023)
Количество просмотров статьи: 319
Показать PDF версию ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕСХОЗЯЙНЫХ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА

Шадрина Е.В.,
магистрант группы ЗМЮгр-22-1,
кафедра гражданского права и процесса
ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»,
664003, Россия, Иркутск, ул. Ленина, 11,
E-mail: elishadrina@rambler.ru

Аннотация.

Введение: статья посвящена анализу проблем приобретения права собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, актуальность которого обусловлена социальной значимостью для населения, являющимся потребителем электрической энергией.

Цель: изучить проблемы приобретения права собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства на основе анализа законодательных положений, судебных материалов и разработать предложения по их преодолению, которые позволяли решать вопросы, возникающие в связи с эксплуатацией бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. Методы: при проведении исследования использованы общенаучный и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, системный, эмпирический, статистический) методы познания, методы и приёмы формальной

логики (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.). Выводы: реализация норм Гражданского кодекса Российской Федерации о приобретении эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные электрические сети возможна только после устранения внесения изменений в положения ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, также после внесения необходимых изменений в законодательство о государственной регистрации недвижимости и гражданско-процессуальное законодательство.

Ключевые слова: бесхозяйные вещи, бесхозяйные объекты, электрические сети, объекты электросетевого хозяйства, энергетика, право собственности, электроснабжение, органы местного самоуправления, эксплуатирующие организации.

ISSUES OF LEGAL REGULATION OF OWNERLESS ELECTRIC GRID FACILITIES

Annotation.

Introduction: the article is devoted to the analysis of the problems of acquiring ownership of ownerless electric grid facilities, the relevance of which is due to the social significance for the population, which is a consumer of electric energy. Purpose: to study the problems of acquiring ownership of ownerless electric grid facilities based on the analysis of legislative provisions, court materials and to develop proposals to overcome them, which allowed solving issues arising in connection with the operation of ownerless electric grid facilities. Methods: general scientific and special (formal-legal, comparative-legal, technical-legal, systematic, empirical, statistical) methods of cognition, methods and techniques of formal logic (analysis, synthesis, induction, deduction, etc.). Conclusions: the implementation of the norms of the Civil Code of the Russian Federation on the acquisition by operating organizations of ownership of ownerless linear objects is possible only after the elimination of amendments to the provisions of Article 225 of the Civil Code of the Russian Federation, as well as after making the necessary changes to the legislation on state registration of real estate.

Keywords: ownerless things, ownerless objects, electrical networks, power grid facilities, energy, ownership, power supply, local governments, operating organizations.

Введение

В соответствии с Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» одной из задач по совершенствованию государственного управления в области обеспечения энергетической безопасности является, в том числе, сокращение количества бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.

Задача поставлена, однако, со стороны субъектов энергетической безопасности активных действий по сокращению количества бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства не прослеживается, тем самым энергетике Российской Федерации, может быть причинён, а что еще более значительнее могут быть нарушены права и законные интересы населения Российской Федерации и других заинтересованных субъектов.

Некоторые ориентиры развития правовых основ института приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи на примеры бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее — ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, также правом наделены лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) в целом за вопросы электроснабжения населения отвечают органы самоуправления. При этом Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон № 35-ФЗ) возлагает ответственность за надежность обеспеченности электрической энергией и ее качество на организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую отказался.[1]

В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.[2]

Пункт 4 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относит организацию электроснабжения и газоснабжения сельских поселений, из чего следует, что органы местного самоуправления в целях исполнения возложенных на них обязанностей должны принимать меры по обращению в органы Росреестра с заявлением о постановке бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на учет.

В связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 430-ФЗ) статья 225 ГК РФ дополнена пунктом 5, в соответствии с которым с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, уполномоченными управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов; по истечении трех месяцев со дня постановки таких бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять их эксплуатацию, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.[3]

Внесенные изменения призваны решить проблему бесхозяйности энергетических сетей. На практике признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты сетевого хозяйства является негативной так как органы местного самоуправления уклоняются от инициирования их учёта бесхозяйных электрических сетей и последующего приобретения на них права муниципальной собственности с вытекающими последствиями, связанными с необходимостью содержания данного вида имущества.

Вместе с тем реализация возможностей, введенных в статью 225 ГК РФ Законом № 430-ФЗ столкнулась с некоторыми препятствиями, связанными материально-правового, так и процессуально-правового регулирования.

На практике сетевые организации не обращаются в уполномоченный орган регистрации прав с заявлением о принятии на учет бесхозяйных электрических сетей, так как, в большей части данные сети находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Принятые поправки в статью 225 ГК РФ Законом № 430-ФЗ не обязывают лиц, которые в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, обращаться в уполномоченный орган регистрации прав с заявлением о принятии на учет бесхозяйных электрических сетей и дальнейшую регистрацию права собственности за ними, законодатель предоставляет им право.

Положения пункта 5 статьи 225 ГК РФ, где определено право эксплуатирующей организации на обращение с заявлением о постановке на учёт в уполномоченный орган регистрации прав на недвижимое имущество, а также право этой организации на обращение в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйный линейный объект идет в разрез с положениями законодательства о регистрации недвижимых объектов, а также с главой 33 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, в которых не предусмотрена возможность подачи заявления эксплуатирующими организациями. уполномоченный орган регистрации прав на недвижимое имущество в данном случае без рассмотрения вернёт заявление эксплуатирующей организации о постановке бесхозяйного линейного объекта на учёт, а суды общей юрисдикции вернут данным организациями заявление о признании права собственности на бесхозяйный линейный объект в связи с тем, что указанные заявления поданы неуправомоченным лицом.

Выводы

Реализация положений ГК РФ о приобретении эксплуатирующими организациями прав собственности на бесхозяйные линейные объекты возможна только после устранения противоречий в нормах статьи 225 ГК РФ, а также последовательных внесений изменений Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и главу 33 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
  3. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // «Собрание законодательства РФ», 31.03.2003, № 13, ст. 1177.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
  5. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, № 48, ст. 5711.
  6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4344.
  7. Федеральный закон от 21.12.2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.12.2021, № 52 (часть I), ст. 8989.
  8. Указ Президента РФ от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.05.2019, № 20, ст. 2421.

Специальная литература

  1. Виниченко Ю.В. Бесхозяйность вещей: de jure vs. de facto // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. N 2. С. 225 — 239.
  2. Иванишин П. З. К вопросу об учёте бесхозяйного имущества в сфере электроснабжения // Энергетическое право: модели и тенденции развития: сб. мат-лов II междун. науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Габова. Белгород, 2021. С. 152–156.
  3. Кляус Н.В. Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь по ГПК РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. N 1. С. 38 — 41.
  4. Петров Д.А. Объекты электросетевого хозяйства как бесхозяйные вещи // Арбитражные споры. 2010. N 4. С. 111 — 126.14.
  5. Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1982. 24 с.
  6. Символоков О. А. Проблемы правоспособности юридических лиц в сфере электроэнергетики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 6. С. 32–35.
  7. Сперанская Л.В. Бесхозяйные сети: понятие, ответственность за их содержание // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  8. Сыров А. Н. Управление на муниципальном уровне бесхозяйными объектами инженерной инфраструктуры // Вопросы региональной экономики. 2020. № 3. С. 111–117.

Ссылки

[1] п. 1 ст. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации

[2] п. 3 ст. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации

[3] ст. 1 Федерального закона от 21.12.2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»