Евразийский
научный
журнал

Военно-профессиональное образование в структуре физической подготовки воспитанников кадетских училищ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Боброва Галина Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 2938
Показать PDF версию Военно-профессиональное образование в структуре физической подготовки воспитанников кадетских училищ

Боброва Галина Владимировна
E-mail: galya.bobrova.71@mail.ru

Аннотация: в данной статье рассматриваются принципы построения профильно-ориентированной физической подготовки в образовательной деятельности кадетских училищ. Определяется значение военно-прикладной подготовки в воспитании личности будущего офицера.

Ключевые слова: кадеты, профессиональная подготовка, военно-прикладная физическая подготовка.

Постановка проблемы формирования личности военного специалиста, и его профессиональной подготовки, в том числе и физической, основана на концептуальных представлениях о современной системе образования в президентских кадетских училищах и отвечает социальному заказу, который и определяет существования военных училищ. Деятельность подобных училищ направлена на достижение одной из главных социально и личностно значимых целей –профессионального становления личности, направленно ориентированной на военную специальность и отличающейся общей и профессиональной культурой. При этом сущностными задачами деятельности довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ в этом направлении являются:

- на основе развития профессионально важных для будущего офицера качеств обеспечить высокий уровень подготовленности кадет к высокоэффективной деятельности на службе в Армии;

- формирование полноценной и всесторонне развитой личности, включенной в военно-профессиональную или гражданскую деятельность, отвечающей требованиям современной Армии и готовой к служению на благо общественных интересов.

Кроме основополагающих задач образовательной деятельности военных училищ, следуют отметить задачи по укреплению и сохранению здоровья, по воспитанию физических качеств и формированию навыков, необходимых для будущей профессии. А так же задачи по спортизации обучения по предмету «физическая культура».

Решение поставленных задач профильно-ориентированного образования предполагает реализацию комплекса мер педагогического воздействия на социальную и биологическую сферы личности, что возможно при использовании всего потенциала ценностей физической культуры.

В настоящее время ведется значительная научно-исследовательская работа по различным вопросам совершенствования процесса физической подготовки суворовцев и кадет. Так, Виноград Д.В. в своей работе предлагает для военно-профессионального профилирования процесса физической подготовки программу, ориентированную на использование военно-прикладных упражнений (дисциплин военно-прикладного спорта) в процессе реализации программ по физической культуре для учащихся в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации в дополнение к основной программе 10 – 11 классов [1,с. 72,3, с. 112].

Анализ литературных источников показал, что в сложившейся системе военно-ориентированной подготовке воспитанников военных училищ еще не в полной мере задействованы основные механизмы направленного использования военно-прикладной и профессионально-ориентированной физической культуры в стимуляции процессов воспитания личности, особенно в части формирования ее готовности к будущей профессиональной деятельности, к здоровью сбережению, а так же к спортизации личности.

Спортизация личности предполагает воспитания спортивной культуры индивидуума на основе осуществление физкультурного образования.. Спортивная культура – это наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы, и отношения, складывающиеся в процессе соревнований и подготовки к ним [3, с.5].

Эффективность военно-ориентированной профессиональной физической культуры в процессе обучения и формирования готовности к будущей профессиональной деятельности, тем выше, чем специфичнее, профилированнее будут ее ценности в связи с конкретной предстоящей профессиональной деятельностью. Специфичность и профиллированность физической подготовки кадет может обеспечить профилированное физическое воспитание – военно-прикладная подготовка, спортивная подготовка, физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексность воздействия всех компонентов физической подготовки на обучение, воспитание, и развитие личностных физических, психических и моральных качеств будут способствовать готовности и скорейшей адаптации обучающихся в социуме предстоящего местонахождения в профессиональной сфере.

Обучение в ходе физического образования кадет предусматривает теоретическую подготовку, включающую исторический опыт необходимости физической подготовки высокого уровня для военного поприща, формирование системы военно-прикладных умений и навыков, воспитание нравственной, эстетической культуры, потребности в физическом самосовершенствовании, приобщение к здоровому образу жизни.

При этом, общая методология, теория и практика профильно-ориентированной физической подготовки обучающихся в довузовских образовательных учреждениях Министерства Обороны РФ нацелены на достижение социально и личностно значимых результатов, это прежде всего, становление личности военного профессионала, а так же формирование специфического личностного состояния – военно-профессиональной физической подготовленности, что дает уверенность в своей компетентности при поступлении в военные вузы страны.

Исследования отношения кадет к занятиям физической культурой показало, что на протяжении семилетнего обучения в президентском кадетском училище поле интересов к видам физической и спортивной подготовки меняется – от занятий игровыми видами спорта в пятых-шестых классах, учебно-тренировочной работы – в седьмых-девятых классах к военно-прикладной физической подготовки в десятых-одиннадцатых, выпускных, классах. Несмотря на то, что поступая на обучения в кадетское училище, перед ребенком однозначно стоит выбор военной профессии, воспитанники 5- 6-ых классов не ставят в приоритет военно-прикладные виды физической подготовленности. Так и для кадет 7-9 классов характерны занятия по физическому совершенствованию в секциях в избранных видах спорта и только для кадет, старших классов занятия военно-прикладными видами спорта становятся основополагающими в области физической подготовки.

Проведенный анализ, полученных данных в ходе исследования структуры построения физической подготовки воспитанников кадетского училища, позволил установить, что эффективность формирования военно-профессиональной физической готовности кадет будет зависеть от внедрения военно-прикладной подготовки в структуру построения физической подготовки кадет всех возрастов. Для воспитанников 5-6 классов это игры и спортивные состязания с военно-профильной направленностью – военные игры, «Зарница» адаптированный вариант для детей 11-12 лет, военно-исторические спортивные игры и т.д. Для кадет среднего звена соревнования и состязания по военно-прикладным видам спорта – полиатлон, стрельба, боевые искусства, военно-прикладное плавание. Для кадет выпускных классов занятия по военно-прикладным видам спорта в условиях полевых сборов. Использование в структуре физической подготовки адаптированного дидактического обеспечения процесса военно-профессиональной подготовки, адекватного специфике образовательной деятельности кадетского училища (принципов, средств, методов, форм), а так же внедрение в процесс физической подготовки мероприятий с военно-профессиональной направленностью, отвечающих интересам и потребностям воспитанников всех возрастов и уровня подготовки позволит обеспечить военно-профессиональную физическую подготовку кадет, начиная с года поступления на обучение в образовательное военное учреждение.

Список литературы

  1. Виноград Д. В. Профилирование физического воспитания суворовцев и кадетов старших классов общеобразовательных организаций МО РФ/Д.В. Виноград./- Приоритетные направления развития науки и образования. - Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", - Чебоксары, - № 4 (7), - 2015. – С. 72-76
  2. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте социально-педагогического анализа/Л.И. Лубышева/ Культура физическая и здоровье: Воронежский государственный педагогический университет.- 2012.-№3.- С.5-11
  3. Михута И.Ю. Факторная структура психофизической готовности суворовцев старшего школьного возраста к военно-профессиональной деятельности /И.Ю. Михута/ Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Харьковское областное отделение Национального Олимпийского комитета. – 2011.- №3.- С. 112-115