Евразийский
научный
журнал

Военная наука как специфическая подсистема научного знания

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Юлдашев Фуркат Бектурдиевич
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №8 2019»  (август, 2019)
Количество просмотров статьи: 1042
Показать PDF версию Военная наука как специфическая подсистема научного знания

Ф.Б. Юлдашев,
Соискатель Академии Вооружённых Сил Республики Узбекистан,

F.B. Yuldashev,
Applicant of the Academy of the Armed Forces of the Republic of Uzbekistan

Аннотация. В статье военная наука рассматривается как система знаний о характере войны, закономерностях и принципах вооруженной борьбы, строительства и подготовки вооруженных сил и страны к отражению агрессии, способах ведения военных действий в защиту государства.,

Ключевые слова: классификации военно-научного знания, тория управления, теория видов Вооруженных Сил, проблемы военно-научных исследований.

MILITARY SCIENCE AS A SPECIFIC SUBSYSTEM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Annotation. The article considers military science as a system of knowledge about the nature of war, the laws and principles of warfare, construction and training of the armed forces and the country to repel aggression, methods of conducting military actions in defense of the state.

Keywords: classifications of military scientific knowledge, control thorium, theory of the types of the Armed Forces, problems of military scientific research.

На сегодняшний день важнейшим науковедческим принципом классификации военно-научного знания является предметно-проблемный подход, согласно которому структура военной науки разделяется на совокупность теорий по предмету исследования. По проблемной классификации (Например, теория управления, теория видов Вооруженных Сил и т.д.). Таким образом, военная наука в совокупности с сопредельными с ней военными отраслями общественных, естественных и технических наук в собирательном смысле может рассматриваться как система военных наук.

Усилия военных ученых и научных коллективов сосредоточивались на обобщении опыта локальных войн, на совершенствовании видов Вооруженных Сил, дальнейшем развитии организационной структуры формирований родов войск, совершенствовании форм и методов подготовки и ведения военных операций, поиске новых способов применения войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах, на выработке и обосновании тактико-технических характеристик перспективных систем вооружения, а также на развитии системы военного образования.

Значительный объем военно-научных исследований касался разработки новых уставных документов для войск и штабов, обоснования организационной структуры и боевого применения мобильных сил, новых форм и способов огневого поражения противника, дальнейшего развития теории и практики управления военными силами, особенностей применения новых систем автоматизации и связи.

В перспективе основные направления научной работы будут определяться требованиями и ходом военной реформы. С точки зрения военного науковедения к новым задачам военной науки могут быть отнесены: оптимизация форм и методов военно-научного исследования, развитие военного науковедения, военной конфликтологии, военной футурологии и других новых отраслей военной науки, совершенствование методологии военной науки.

В целом методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». «Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией» [1, с. 85]

Военная наука как специфическая подсистема научного знания в целом имеет свою особенную методологию военно-исследовательских процедур, представляющую собой некий образ методологии научного познания, дополненный специфическими признаками, присущими лишь военно-научному исследованию. Военно-научное исследование как составная часть военной науки представляет собой целенаправленное научное познание войны и вооруженной борьбы, условий и способов подготовки к ней страны и Вооруженных Сил. Оно существует в двух основных видах:

1. военно-практическое — осуществляется командиром непосредственно в ходе практической воинской деятельности в мирное и военное время, связано с конкретной обстановкой и обусловливается ей;

2. военно-теоретическое — представляет собой специальные научные исследования, проводимые военными учеными, является по своей сути научно-теоретическим обеспечением войсковой практики.

Основными особенностями военно-научного исследования выступают следующие:

· объект — не единичная ситуация или конкретная обстановка, а большая совокупность такого рода ситуаций, определенный класс или тип явлений;

· исследуется не весь объект, а его определенный срез или сторона;

· результаты выражаются в форме научного труда, в виде теоретических выводов и рекомендаций, не имеющих обязательного характера, а использующихся командирами по мере того, как находят свое отражение в руководящих документах;

· целенаправленный процесс, связанный с решением осознанных и четко сформулированных научно-теоретических задач;

· направлено на поиск нового, на творчество, на открытие, на предвидение и прогнозирование;

· систематичность самого исследования и его результатов;

· строгая доказательность, последовательное теоретическое и практическое обоснование сделанных обобщений и выводов. [2]

В целом, методология военно-научного исследования представляет собой структуру, средства, методы, приемы, формы и способы получения военно-научных знаний и проверки их на истинность. В военно-научном исследовании принято выделять следующие этапы:

1. эмпирический — этап, на котором добываются, отображаются, описываются и упорядочиваются военно-научные факты, познается внешняя сторона связей и отношений между ними;

2. теоретический — этап, на котором происходит продвижение в сущность военных явлений, вскрывается и осмысливается внутренняя сторона свойств и отношений воинской деятельности; [3]

Формами военно-научного исследования являются:

· отражение фактов военной действительности;

· осмысление этих фактов и превращение их в военно-научные факты;

· осознание военно-научной проблемы;

· выдвижение гипотезы для ее решения;

· доказательство или опровержение гипотезы;

· создание военно-научной идеи на основе доказанной гипотезы;

· формирование военно-научной концепции на базе нескольких взаимосвязанных военно-научных идей;

· обоснование военно-научной теории как совокупности смежных военно-научных концепций;

· оформление военно-научной методологии на базе различных военно-научных теорий.

В военно-научном исследовании используются различные методы, приемы, средства и способы, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям:

· уровни познания: эмпирические и теоретические;

· способы познания: чувственные, рациональные, иррациональные (мистические);

· логические операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия, дедукция, индукция и т.п.

· формы познавательной деятельности: факт действительности, научный факт, проблема, гипотеза, теория, методология;

· формы чувственного и логического познания: понятие, суждение, умозаключение;

· методы познания: всеобщие или философские (диалектический, метафизический, натурфилософский, позитивистский, феноменологический, герменевтический, экзистенциальный), общенаучные (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, обобщение, конкретизация, сравнение и т.п.)[4], специальные (командно-штабные и тактико-специальные учения, военные игры, инструментальная разведка и др. — в военной науке).

Таковы основные философские проблемы методологии военно-научного исследования. Необходимо отметить, что успех военно-научного исследования в значительной степени зависит от комплексного использования и правильного применения различных уровней, приемов, методов, средств, форм и способов познания военно-научной истины, а также отличия ее от грубых ошибок. Все процедуры в военно-научном исследовании должны использоваться в единстве и взаимной связи, ибо ни один из методов сам по себе не гарантирует от ошибок в военно-научном познании таких сложных объектов как война и воинская деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гейзенберг В. Физика и философия: часть и целое. М., 1989.
  2. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учебное пособие для аспирантов. М., 2006.
  3. Кохановский В. П.Философия и методология науки: Учебник для вузов. Ростов н/Д. 2004/
  4. Ушаков Е.В.Введение в философию и методологию науки: Учебник. М., 2006.