Евразийский
научный
журнал

Внеурочная деятельность по обществознанию как способ формирования правосознания обучающихся

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Латунов Олег Михайлович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2018»  (август, 2018)
Количество просмотров статьи: 975
Показать PDF версию Внеурочная деятельность по обществознанию как способ формирования правосознания обучающихся

Латунов О.М.
магистр кафедры Истории России,
Курский государственный университет

Аннотация.В данной работе изучена проблемы формирования правосознания обучающихся, а также способы решения таковых. На основе исследования сделаны выводы, что многообразие форм, используемых во внеурочной деятельности, для достижения поставленных целей, способно сформируют у ученика идеи ценности прав человека, воспитывают уважительное отношение к закону, порядку, мотивируют выбор правомерных способов действий, развитие чувства ответственности.

Ключевые слова: правосознание, внеурочная деятельность.

В современном мире существует многообразие форм общественного сознания, но одна из главных — сознания современного общества — правосознание.

Именно поэтому актуальной является проблема формирования правосознания среди учащихся старших классов, что обусловлено, в частности, стремительными изменениями во всех сферах жизнедеятельности российского общества, требующими воспитания активной личности с высокой правовой культурой.

Подходить к проблеме формирования основ правосознания учащихся следует системно, поэтому воспитание правовой грамотности школьников нужно рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности, которая предполагает знание норм права и правильное их применение.

К тому же в современном обществе появляются все новые и новые виды преступлений, которые связаны с развитием новых технологий. Теперь это не только кража, угон автомобиля и т.д., но и незаконное использование информации, её умышленная порча, копирование информации без согласия автора, необходимость ссылок на цитируемые источники с авторским правом, несанкционированный доступом к информации и т.д.

В любой общеобразовательной школе существует своя собственная система формирования правосознания и правовой культуры и своя правовая база. Практическое применение правовых знаний дает изучение Устава школы, знакомство с графиком учебного процесса.

Многолетний опыт практической деятельности в школе позволяет сделать заключение о том, что правосознание учащихся необходимо целенаправленно формировать. Вся деятельность, связанная с правовым воспитанием несовершеннолетних, заключается именно в формировании их правосознания, которое включает не только теоретические знания, но и способность применять их на практике.

Необходимость правового воспитания школьников обоснована и в новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, который предъявляет современные требования к результатам обучения и воспитания в школе, так как изменения, происходящие в российском обществе, определяют новые, более четкие требования ко всей системе отечественного образования.

В рамках школьного образования, для достижения поставленной цели используются возможности курса «Обществознания».

Не являясь самостоятельной наукой, а дисциплиной, призванной познакомить с основами жизни общества, ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук. Обществознание призвано дать целостную картину общественной жизни, сформировать представления об обществе.

Однако, на ряду ограниченности урочной системы в рамках данного предмета, временные и информационные возможности внеурочной деятельности способны компенсировать это в полной мере.

Преподавание элективных правовых курсов — один из путей реализации сложных задач по формированию правосознания и правовой культуры старшего школьника. Ценность имеют любые курсы — модульные, отражающие отдельные темы, например, «Права ребенка», «Подросток и трудовое законодательство», или большого объема, накапливающие и помогающие усвоить знания принципов и норм права, полученные в курсе «Обществознание».

В практической деятельности быстрее и проще реализовать обучающую составляющую — непосредственное получение знаний. Возрастание степени правовой информированности требует превращения теории в личные убеждения, формирования позитивных правовых установок. Способствовать этим процессам может социальная практика в форме изучения, воспроизведения и анализа реальных жизненных ситуаций или типичных смоделированных. В ходе семинарских или практических занятий существует возможность выработать и закрепить определенные стандарты и привычки правомерного поведения, проанализировать причины отказа граждан от законной защиты своих прав и интересов. Таким образом, происходит накопление опыта для самостоятельных и ответственных действий в рамках правового поля.

Мини-исследования, проектные методики, «круглые столы» и т.д. способствуют реализации социальных и политико-правовых целей: формируют у ученика идеи ценности прав человека, воспитывают уважительное отношение к закону, порядку, мотивируют выбор правомерных способов действий, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Развитие правовой культуры и позитивного правосознания школьников являются залогом построения в России общества, где реализован примат права, права человека являются высшей ценностью, а право — необходимым условием реализации потребностей человека. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции РФ и основных действующих законов.