Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Богданова Наталья Вячеславовна
заместитель директора по учебной работе
ГУО "Средняя школа № 190 г.Минска”
Беларусь, г. Минск
E-mail: Rabtzava@gmail.com
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы формирования познавательной активности учащихся, предлагается собственный педагогический опыт по формированию познавательной активности учащихся.
В современную эпоху наиболее актуален вопрос всестороннего развития личности ученика. Необходимо с самого раннего возраста прививать ребенку ощущение прекрасного и доброго, формировать правильное представление о ценностях мировой культуры. Культура — это фундамент, на котором выстраивается завтрашний день. И мы хотим, чтобы наши дети восхваляли и поддерживали эту культуру. Личность ученика не может формироваться в пассивном состоянии, когда учитель «доводит до сведения» учащихся какой-то материал. Для развития учащихся необходима деятельность и мотив, который дает возможность каждому ребенку, независимо от уровня его способностей, развиваться творчески. В этом процессе очень важно удержать интерес ребенка, который может изменяться время от времени.
Познавательный интерес может быть ситуативным, ограниченный яркими вспышками эмоций. Однако, такой интерес быстро остывает, не оставляя особого следа в структуре личности, требует постоянного подкрепления извне, наслоения все новых и новых исключительных впечатлений. [1, c. 255].
Очевидно, что любопытство и любознательность — составляющие познавательного интереса, несмотря на то, что в ряде случаев любопытство может быть мелочным и пустым. [ 2, c.55].
Поэтому большое значение в формировании познавательного интереса учащихся отводится внеклассной деятельности. Внеклассная работа по формированию познавательного интереса учащихся не выдумывается и не притягивается к учебным занятиям искусственно. Она органически сливается с основной учебной деятельностью учащихся, факультативными занятиями по предметам музыкальной направленности (сольфеджио, хоровой класс, музыкальный инструмент, оркестровый класс.) и становится интересной и полезной. Процесс обучения и воспитания — это единый процесс, который не только дает определенные знания, но и формирует и развивает личность, культуру, характер.
Система внеклассной работы имеет ряд особенностей:
Внеклассная деятельность учителей музыки и учащихся- это совместный труд, который ведет к главной цели музыкального образования-воспитанию культуры детей как части всей духовной культуры и поэтому учителя стремятся как можно больше учащихся приобщить к совместной деятельности. Учащиеся, которые посещают факультативные занятия музыкальной направленности и показывают высокие результаты в учебе, участвуют в концертах, фестивалях уже с раннего возраста. Учащиеся, которые «боятся выступать на сцене», тоже вовлекаются во внеклассную деятельность. Это могут быть «концерты класса», а может быть помощь в подготовке мероприятий. Уже традицией в нашей школе стало проведение цикла мероприятий «Неделя музыки», где учащиеся и учителя проводят музыкальные мероприятия для всех участников образовательного процесса. И если концерты в школе посещают не все учащиеся, то на неделе музыки в этот процесс включается каждый класс школы. В рамках «Неделя музыки» проходят следующие мероприятия:
1. Цикл мероприятий «Гучы, мая Радзіма „(Замкi маей краіны“, » Памяць сэрца", " Мой родны горад"
2. Беседы о музыке ...и не только («Музыка и время», «Музыка и архитектура», «Музыка и живопись», «Музыка и литература» )
3. Цикл мероприятий «Танцы всех времен и народов»
4. Музыкальные игры для учащихся
Данные мероприятия развивают интерес к различным видам искусства, формируют художественный вкус, воспитывают потребность в общении с музыкой. Проведение таких тематических недель создают возможности для развития значительного числа детей, имеющих разную степень природных данных, сформированности музыкальных навыков. Они помогают решать задачи мотивации к обучению. Учащиеся получают позитивные эмоции, узнают много нового, получают нотки желания совершенствоваться, стремиться к прекрасному, достигать новых вершин. А некоторые юные артисты показывают свое мастерство, чем поднимают свой потенциал, самооценку в кругу одноклассников.
Благодаря таким мероприятиям учащиеся наслаждаются своими выступлениями, используют шанс посмотреть на себя со стороны, делятся своими умениями и навыками, обретают чувство «сцены». Хочется отметить, что именно на такие мероприятия учителя выставляют всех учащихся, независимо от широты таланта и иногда именно такие выступления помогают раскрыть скрытый потенциал учащегося. Ведь учащиеся не только играют на музыкальных инструментах, но и делают презентации, читают стихи, являются ведущими этих музыкальных мероприятий...
Музыка- это неотъемлемая часть нашей культуры. Она сопровождает нас и наших детей всю жизнь, позволяя радоваться и грустить, учиться и отдыхать. У каждого своя музыка. «Музыка- пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля- не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость» — Михаил Казиник.
Истинная музыка- это источник духовного развития ребенка. И если он с детства видит и слышит высокую музыку, у него сформируются полноценные ориентиры вкуса, то есть способность отличать красивое от банального и безобразного. И в нашей школе на музыкальной направленности мы стараемся воспитывать личность ребенка особенностями музыкального восприятия, находить подход и признавать самобытность и самоценность личности учащегося.
Список использованных источников:
1. Левенберг, Л.Ш. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Л.Ш.Левенберг. — М.: Просвещение,2015. — 156с.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2014. — 509с.