Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Влияние самооценки и статусного положения на межличностные взаимоотношения учащихся младшего подросткового возраста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Тулебаева Акнур Акжановна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2333
Показать PDF версию Влияние самооценки и статусного положения на межличностные взаимоотношения учащихся младшего подросткового возраста

Выполнила: Тулебаева А.А.
Научный руководитель:
к.п.н, доцент кафедры «Педагогика»
Баташова С.М

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Как отмечает Т.В.Драгунова, общение с близким товарищем выделяется в совершенно особую деятельность подростка. Эта деятельность существует, с одной стороны, в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой – в форме размышлений о поступках товарища и взаимоотношениях с ним [1].

Однако в системе взаимоотношений детей в коллективе нет равенства. Одни дети пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. Все это: симпатии – антипатии, принятие – непринятие, определяет положение ребенка в группе или социометрический статус. Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним  положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы [2].

Ребенок может быть удовлетворен или неудовлетворен своим положением, но оно, по мнению исследователей (Т.В.Драгунова, Я.Л. Коломенский, А.В.Киричук, Гронланд, Бьерстедт и др.), обладает определенной устойчивостью, а с возрастом показатель стабильности общения ребенка в структуре эмоциональных взаимоотношений классного коллектива возрастает [3].

В последнее время с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется, и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие, необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отсюда и вытекает проблема взаимосвязи самооценки и социометрического статуса учащегося.

Исходя из этого, наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 10-11 лет; необходимо изучить и найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления межличностного общения ребенка в этом возрасте, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов социометрического выбора в межличностных отношениях подростков, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Республики Казахстан и территорий Российской Федераций [4, 5].

Анализ психолого-педагогической литературы, что одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация подростка и юноши с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников, как мы видели, неодинаков, но такая переориентация происходит обязательно.

В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Список использованных источников

  1. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1979. 
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3,  - М., 1984.
  3. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1989.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
  5. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современ­ного подростка. // Вопросы психологии, 1985.
  6. Андреева И.Н. Роль межличностных взаимоотношений со сверстниками в социальном и эмоциональном развитии подростка // Стратегии коммуникативного поведения: Материалы Международной конференции, 3-4 мая 2001 г., г. Минск: В 3 ч. – Мн., 2001. – Ч. 2.