Евразийский
научный
журнал

Влияние общества потребления на индивида в концепции Эриха Фромма

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Симченко Алиса Павловна
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2017»  (март, 2017)
Количество просмотров статьи: 3459
Показать PDF версию Влияние общества потребления на индивида в концепции Эриха Фромма

Симченко Алиса Павловна
Магистрант,
Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского,
Россия, г. Омск
E-mail: ap.simchenko@yandex.ru

Впервые термин «общество потребления» был введён в 20-х годах ХХ века немецким социологом, философом и психоаналитиком Эрихом Фроммом, который делает заключение, что данное общество возникает вследствие развития капитализма, способствующего интенсивным социальным изменениям. Происходит рост доходов населения, а также рост продолжительности свободного времени, связанный с сокращением срока трудового дня; индивидуализация потребностей.

В своей работе «Бегство от свободы» Э. Фромм приходит к выводу, что с развитием капитализма и демократизацией общества, происходит вовсе не индивидуализация личности, её взглядов и предпочтений. Современная культура подавляет в человеке его спонтанные чувства ещё с момента начала развития ребёнком. Следует отметить, что в данном случае речь не идёт о вреде воспитания и неминуемом подавлении им индивидуальности. Автор стремиться показать те аспекты и черты, которые приводят к уничтожению оригинальности, спонтанности, возникшие в результате навязывания определённых чувств, желаний, эмоций.

Э. Фромм выделяет несколько факторов, парализующих развитие индивидуальных качеств человеческой личности [1, с. 245 — 279].

1. Подавление эмоций.

В нашем обществе синонимом слова «эмоциональность» становится слово «неуравновешенность». А ведь, по мнению Э. Фромма, именно эмоциональность является источником развития творческого мышления. И вследствие подавления желания выражать себя через эмоции, мышление индивида становится слишком стандартизированным и плоским.

2. Страх смерти.

В истории человека в разные времена отношение к смерти менялось. Но никогда ещё в истории так не спекулировали на этой теме. И именно это провоцирует так называемую «погоню за жизнью», столь распространённую в современном обществе.

3. Современная психиатрия.

С одной стороны, её величайший представитель Зигмунд Фрейд «пробился сквозь фикцию рационального, целенаправленного человеческого поведения и открыл путь, позволивший заглянуть в глубины человеческих страстей»; с другой — сама психиатрия, используя достижения Фрейда, превратилась в орудие манипуляции. В частности, создании современными психоаналитиками образа «нормального человека» заложили основы роботизации человеческой личности, при котором любое мельчайшее отклонение от нормы, будь то небольшая инфантильность или волнение, означают психические отклонения. Отсюда возникает и чувство неполноценности, с помощью которого манипулировать человеком, осознающим собственную несостоятельность, становится намного проще.

4. Система образования.

По мнению Э. Фромма, система образования в школах, направленная на запоминание фактов и заучивание информации, подрывает развитие критического мышления у ребёнка.

В добавление к упомянутым факторам Э. Фромм фиксирует и другие, активно содействующие уничтожению остатков способности к самостоятельному мышлению, какие еще сохраняются у среднего взрослого человека. Значительный сектор нашей культуры имеет одну единственную функцию: напустить туману в сферы личной, общественной, политической, экономической жизни и скрыть их проблемы. Одна из причин этого явления — утверждение, что «эти проблемы слишком сложны, что среднему человеку их не понять». В действительности же, большинство проблем личной и общественной жизни очень просты, а изображают их, зачастую умышленно, сложными, чтобы показать, что разобраться в них может только профессионал, специализирующейся в своей узкой области. Это отбивает у людей желание разбираться в проблемах, боясь показаться некомпетентными. Поэтому индивид ждёт мнения специалистов по тем или иным вопросам.

Результат влияния извне оказывается двояким: с одной стороны, цинизм и скептицизм в отношении всего, что пишется и говорится, а с другой — детское доверие ко всему, что будет сказано с достаточным апломбом. Сочетание цинизма и наивности весьма типично для современного индивида, а результатом этого сочетания становится боязнь собственного мышления, собственных решений.

Э. Фромм приходит к выводу, что образ жизни современного человека характеризуется бессознательной некрофилией [2, c. 229]. Некрофилия, по Э. Фромму, есть влечение ко всему мертвому, больному, разлагающемуся.

Некрофилия выражается в страстном желании превратить все живое в неживое, в интересе к разрушению ради разрушения, в интересе и влечении ко всему механическому (небиологическому). Плюс к тому это страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей.

То есть смакование ежедневными новостными программами трагедий и происшествий, случившихся за последнее время — есть не что иное, как способ удовлетворить некрофильские потребности потребителя-зрителя.

Ещё одним примеров некрофилии служит интерес и желание современного индивида механизировать свой быт, окружить себя продуктами технического прогресса: компьютер, мобильный телефон, плеер, телевизор и многое другое. Данные предметы со временем становятся не только неотъемлемой частью жизни человека, но оказывают влияние на его личность, которая отныне смотрит через призму чёрного экрана компьютера на реальную жизнь.

Таким образом, своё происхождение общества потребления связано с растущими потребностями капиталистического общества, в котором, на сегодняшний момент, заложен целый механизм для воспитания индивида, основанный на ограничении, навязывании определённых стереотипов и влиянии продуктов технического прогресса.

Литература:

  1. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Эрих Фромм; пер. с англ.—М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006.—571.
  2. Анатомия человеческой деструктивности. Эрих Фромм // Пер. с англ. Э.М. Телятникова, Т.В. Панфилова. — И.: АСТ, 2004. — 635 с.