Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Влияние общения на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Пожидаева Арина Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2023»  (ноябрь, 2023)
Количество просмотров статьи: 357
Показать PDF версию Влияние общения на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Пожидаева А.В.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №56»,
магистрант АлтГПУ, г. Барнаул

Аннотация В статье приводится обзор теоретических источников и тезисов отечественных авторов, психологов-исследователей в направлении влияния общения на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: ребенок, дошкольник, взрослый, общение, дошкольная образовательная организация (далее — ДОО)

Анализ источников психолого-педагогической литературы и опыт практики убедительно доказывает значительное влияние общения на развитие личности ребёнка дошкольного возраста и этот процесс сложно переоценить [3,5].

Отечественная психология основана на отношении философии к положению о том, что, будучи существом историческим, человек является не в меньшей мере и существом общественным. Сущностью личности становится комплекс общественных отношений, создание которых представляет собою общественный продукт и остаётся таковым, как долго существуют люди; отношение к самому себе как к человеку проявляется через отношение к другому человеку при взаимодействии с ним как себе подобному; деятельность людей всегда носит общественный характер, несмотря на то, что проходит и развивается иногда в индивидуальном формате [1].

Опыт практики подтверждает — только с момента включения в общественную практику и в виды деятельности, ребёнок реализует собственные потенциальные ресурсы, личные инициативы и интересы, что в свою очередь влечет активное развитие его личности. По мере активного и полноценного участия в совместной с другими детьми и взрослыми деятельности, ребёнок строит свою личность и своё сознание. Наблюдения свидетельствуют, что малыш проживает в особо тесных контактах с окружающими, существующие отношения с ними определяют все имеющиеся и вновь возникающие отношения с социальной действительностью и окружающим миром. С момента рождения ребёнок оказывается в созданной человечеством мире материальной и духовной культуры. Ребенок становится объектом внимания, любви и заботы старших, и, безусловно, будет вовлекаем ими во всевозможные, разнообразные принятые виды взаимодействия, сотрудничество и он оказывается субъектом деятельности. Общение — это первая и генетически самая ранняя из форм активности ребенка [1].

Практически во всех теориях, миссия взрослых в психическом развитии ребёнка, сама по себе, в подавляющем большинстве случаев, считается «процессом постепенной социализации или, в большинстве случаев, рассматривается как процесс постепенной социализации или адаптации ребёнка к внешним для него социальным условиям, приспособление к миру взрослых. Собственная природа ребёнка претерпевает трансформацию, перестраивается, подчиняется требованиям взрослых, которые противостоят ребёнку» (Б.Г. Ананьев, Г.Х. Мозитова) [1]

Однако, в анализируемой нами культурно-исторической концепции Л.С. Выготского роль взрослых принципиально отличается. Окружающие ребенка взрослые и социальный мир не перестраивают его природу, а выступают органически незаменимым условием его полноценного личностного развития. Человек, общество и окружающие его люди не противостоят ребёнку и не давлеют на него извне, но предстают как главный источник формирования его внутренней культуры, жизни. Ребёнок не в состоянии жить и развиваться вне общества, будучи включенным в общественные отношения, специфические виды детской деятельности, изначально, а не входить в них на этапе адаптации. Отметим, что чем младше ребёнок, тем более социальным существом он является. Собственная жизнедеятельность ребёнка, его сформированные способности, индивидуальные возможности, интересы и возникающие потребности проявляются в результате присвоения образцов человеческой культуры. Следует отметить, что психическое развитие человека есть, прежде всего, культурное развитие. Именно взрослые являются носителями этой культуры для ребёнка, и только они могут осуществить процесс её передачи ребёнку. Стать человеком ребёнок может только вместе со взрослыми, в ходе совместной деятельности и сосуществования с ними; взрослые являются посредниками между ребёнком и идеальными (в том числе материальными) рамками транслируемой культуры. Это положение в отечественной психологии является традиционным и общепризнанным. Достаточно часто в фундаментальных исследованиях отечественные психологи обозначают значимую роль взрослых в развитии психики и личности ребёнка, передаче культурного опыта. Но сам процесс общения и взаимоотношений ребёнка со взрослыми до некоторого времени оставались за рамками этих исследований, как нечто вторичное и не имеющее к усвоению культурного опыта и образцов непосредственного отношения [2].

М.И. Лисина в своих исследованиях неоднократно и убедительно доказывает, что «для ребёнка взрослый всегда является не только носителем средств и образцов действий, но и живой, неповторимой личностью; он всегда становится для ребёнка как бы олицетворением всех тех ценностей и мотивационных ступеней, которыми ребёнок ещё не обладает. Этих ступеней он может достичь только вместе со взрослым в процессе общения, совместной деятельности и общие переживания» [4, с. 115].

Автор обосновывает и доказывает, что прием передачи новой мотивации имеет свою специфику: в этой совместной деятельности должна присутствовать не только активность присвоения со стороны ребёнка, но и активность отдачи от взрослого, способность его субъективной включенности в общение с ребёнком.

Обозначенные нами позиции роли общения взрослого с ребенком предъявляют к современному педагогу ДОО особые требования, так как необходимо не просто соблюдать ряд норм и правил поведения, не просто своевременно овладевать нужными способами действий, но умело использовать во взаимодействии с ребенком и для него «субъект-субъектные» отношения ребенка и взрослого в образовательном процессе ДОО при организации видов деятельности.

Задачи модернизации и реформирования системы дошкольного образования базируются на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в дошкольном детстве обеспечивается общее развитие ребенка — фундамент для любых специальных знаний, ценностных отношений и мотивов. Формирование мотивов общения ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации со взрослыми и сверстниками выступает одной из приоритетных и актуально-значимых задач изменения содержания дошкольного образования с учетом реализации Федеральной образовательной программы, направленной на формирование позитивных субъект-субъектных отношений в едином образовательном пространстве ДОО.

Именно ДОО выступает той базовой ступенью, которая призвана заложить основу психического и физического развития личности маленького растущего человека. Инновационные процессы, разрабатываемые и внедряемые в ДОО, направлены на поиск реальных путей продуктивного формирования мотивов общения детей и взрослых на основе сотрудничества, партнёрства, поддержки детских инициатив, интересов, самостоятельности в детском коллективе.

Литература

  1. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. — вып. 2. — Москва, 1970. — С. 244.

  2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 томах. Том 1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1982. — 487 с.

  3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва: Политиздат, 1975. — 304 с.

  4. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина, СПб, Питер, 2009. — 276 с.