Евразийский
научный
журнал

Влияние образовательной среды на психологическое здоровье школьников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Оспанова Жулдыз Ескендировна, Губайдулина Ирина Валерьевна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2907
Показать PDF версию Влияние образовательной среды на психологическое здоровье школьников

Оспанова Жулдыз Ескендировна,
Губайдулина Ирина Валерьевна
Омский государственный педагогический университет, г. Омск
zh_ospanova08@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается образовательная среда как педагогически организованная система условий, а так же её влияние на психологическое здоровье школьников.

Ключевые слова: Образовательная среда, психологическое здоровье школьников, здоровье сберегающие образовательные технологии.

В современной психолого-педагогической науке наблюдается интерес к образовательной среде школы как к феномену, обладающему определенными параметрами, влияющими на развитие ее субъектов.

В многочисленных исследованиях среды неизменно подчеркивается, что среда оказывает влияние на психологическое здоровье школьников. Восприятие окружающей среды осуществляется в процессе постоянного взаимодействия с ней.

Понятие образовательной среды, ее компонентов, возможности оценки являются предметом изучения современной психологии. Под образовательной средой понимают педагогически организованную систему условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что обеспечит активную позицию учащихся в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие [1, С.214].

В последние годы намечается тенденция более бережного и внимательного отношения к психологическому здоровью школьника. В отечественной науке проблемой психического, психологического здоровья детей занимались учёные О.В.Хухлаева, М.М.Безруких [4,С.145].Они рассматривали здоровье учащихся  в контексте  проблем  поведения и обучения учащихся, разрабатывали систему  специализированных занятий и консультаций.

Задачи наблюдения и предупреждения негативных факторов, влияющих на психологическое здоровье в ходе учебной деятельности  школьника, оказались менее разработанными. В школьных учреждениях повсеместно расширяется сеть различных служб, призванных участвовать в охране и профилактике психического здоровья детей. Тем не менее главным действующим лицом в школе со «взрослой» стороны остается учитель и решать проблемы психологического здоровья учеников в процессе обучения приходится ему. Большая ответственность ложится на учителя начальной школы, так как позиция, которую занимает ребенок на этом этапе, закладывает основы к обучению, к общению.

Под понятием «психологическое здоровье»  подразумевается общее состояние и функционирование здоровой психики, что проявляется в качестве протекания познавательных процессов, в эмоциональных реакциях, в поведении [2,С.94].

Так же , хочется подчеркнуть, что от учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит состояние психологического здоровья учащихся в период их пребывания в школе. Именно он организует процесс обучения, используя при этом здоровье сберегающие образовательные технологии, оптимизирует Образовательную среду. Учителю необходимо чётко представлять критерии и параметры оценки психологического здоровья учащихся, владеть методами их изучения. Это ему поможет увидеть проблемы своих учеников, их личностные особенности, выделить факторы, негативно влияющие на психологическое здоровье, создать условия для успешного обучения и развития.

Таким образом, образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение.

Список литературы:

  1. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. C.214.
  2. Психология здоровья: Учебное пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С.94.
  3. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье// Вопросы психологии. 2009.С.54-56.
  4. Хухлаева О.В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия» , 2001, С.145.