Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Владимир Николаевич Досадин – основатель класса тубы в Российской академии музыки имени Гнесиных

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мусин Фиргат Талгатович
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2022»  (январь, 2022)
Количество просмотров статьи: 387
Показать PDF версию Владимир Николаевич Досадин – основатель класса тубы в Российской академии музыки имени Гнесиных

Фиргат Талгатович Мусин
солист ГАСО имени Е.Ф. Светланова,
старший преподаватель
кафедры медных духовых инструментов
Российской Академии Музыки имени Гнесиных (класс тубы),
лауреат всероссийских и международных конкурсов

Имя Владимира Николаевича Досадина хорошо знакомо музыкантам-профессионалам и любителям духовой музыки. Выдающийся тубист, Заслуженный деятель искусств России, профессор, он был председателем творческой комиссии исполнителей на медных духовых инструментах Международного союза музыкальных деятелей. Его по праву можно считать основателем гнесинской школы исполнительства на тубе.


В.Н. Досадин родился 21 июня 1933 года в Москве, в семье рабочего, ещё до войны пошел в школу. Во время Великой Отечественной войны находился с родителями в эвакуации, после окончания войны семья вернулась в Москву. В 1947 году Досадин окончил школу и поступил в ремесленное училище, в котором проучился до 1949 года; работал на автобазе. В это же время началась и его творческая деятельность: Досадину нравилось слушать игру духового оркестра, выступавшего в парке, и, заинтересовавшись, он познакомился с исполнителями. В 1949 году он пришел в «Клуб имени Зуева» на Лесной улице, где стал посещать занятия в духовом оркестре «клуба». Вначале играл на теноре, позднее на баритоне, и уже впоследствии перешел на тубу.

В Клубе имени Зуева Владимир Николаевич играл вместе с учащимися Гнесинского училища, которые познакомили его с профессором Борисом Петровичем Григорьевым. Исполнение на духовом инструменте переросло на новый этап, когда в 1950 году, в возрасте 17 лет Досадин поступил в Музыкальное училище в класс Б.П. Григорьева, где стал обучаться игре на тубе. Сам же Григорьев, в свою очередь, был учеником Владислава Михайловича Блажевича — основоположника российской исполнительской школы игры на тромбоне и тубе. Григорьев был тромбонистом, но в то время ни в училище, ни в институте имени Гнесиных отдельного класса тубы не было, поэтому тубисты обучались у него.

С января 1952 года Досадин проходил службу в армии в оркестре инженерно-строительных войск Военно-инженерной академии имени Куйбышева и вместе с тем обучался в училище на дневном отделении.


В.Н.Досадин во время службы в армии

В 1954 году В.Н.Досадин окончил Музыкальное училище и поступил в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, где продолжил обучение в классе у профессора Б.П. Григорьева.

В 1956 году началась исполнительская деятельность В.Н. Досадина — он поступил в оркестр Театра Советской Армии, где проработал год. В этом же году играл в составе Молодежного симфонического оркестра под управлением Е.Ф. Светланова. В конце 1956 года при Государственном комитете СССР по телевидению и радиовещанию был образован Оперно-симфонический оркестр под управлением дирижера С.А.Самосуда, куда Владимир Николаевич прошел по конкурсу и проработал вплоть до 1957 года.

В 1957 году был объявлен конкурс в Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения (впоследствии — Государственный академический большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского) на замещение вакансии исполнителя на тубе. Владимир Николаевич прошёл по конкурсу и поступил на работу в оркестр, в котором проработал больше 20 лет — до 1980 года.

Выступая в составе БСО, Досадин неоднократно исполнял сольные партии — в таких произведениях, как «Картинки с выставки» М. Мусоргского в оркестровке М. Равеля, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза. Выступал с такими дирижёрами, как Александр Гаук, Геннадий Рождественский, Натан Рахлин, Борис Хайкин, Евгений Мравинский, Арвид Янсонс, Альгис Жюрайтис, Леонард Бернстайн, Андре Клюитанс, Вилли Ферреро.

Помимо работы в оркестре Досадин выступал как ансамблист в составе брасс-квинтета солистов Большого симфонического оркестра, а также как солист. Он участвовал в записи альбома камерной музыки Гагика Овунца (1981). Для Досадина написаны Концерт для тубы с оркестром Аркадия Нестерова, Концерт для тубы с оркестром и Фантазия на темы Римского-Корсакова Валерия Струкова, Соната для тубы Николая Ракова.


На гастролях в Риге (слева), в Эдинбурге (справа)

О работе Досадина в БСО вспоминает Вячеслав Михайлович Прокопов, солист оркестра Большого театра России, заведующий кафедрой медных духовых инструментов РАМ имени Гнесиных:

«Мы с Владимиром Николаевичем встретились в 1965 году, когда я пришёл в БСО — это был один из лучших оркестров под руководством Геннадия Николаевича Рождественского, он гремел на весь мир. В нем тогда играли такие именитые музыканты, как Сергей Петрович Попов (трубач), Виктор Борисович Баташев (концертмейстер группы тромбонов), Борис Афанасьев (концертмейстер группы валторн), и вместе с ними играл Владимир Николаевич. Туба тогда была инструментом не сольным, и он делал всё возможное, чтобы этот инструмент вышел на такой уровень, как сейчас. То, как он играл соло, я был свидетелем — я слышал, когда они играли „Петрушку“ Стравинского, „Картинки с выставки“ Мусоргского, в переложении Равеля».

В.М. Прокопов вспоминает также, что в то время на радио существовала передача под условным названием «ВЖВ» («вместо живого вещания»), когда оркестру за полчаса до эфира приносили партитуру, и затем, совсем немного порепетировав, оркестр практически «с листа» играл в прямом эфире на всю страну. Чтобы играть в таком оркестре, нужно было иметь соответствующий уровень мастерства, и в этом замечательном коллективе Владимир Досадин «блистал на своей тубе. Через этот оркестр прошли все лучшие сочинения советских композиторов. Все композиторы всех 15 республик писали симфонии, оперы, приносили на радио, и этот оркестр был первым исполнителем этих произведений на весь мир», рассказывает Вячеслав

В 1973 году началась педагогическая деятельность Владимира Николаевича Досадина — он пришел преподавать в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. С его приходом в Институте появился отдельный класс тубы — до этого тубисты обучались у Б.П. Григорьева, но затем педагоги обратились к заведующему кафедрой духовых инструментов Ивану Федоровичу Пушечникову с предложением, чтобы у тубистов был свой педагог, и тогда было решено пригласить В.Н. Досадина.

Светлана Борисовна Раева, концертмейстер кафедры медных духовых инструментов, начала работу в ГМПИ имени Гнесиных в 1971 году и была концертмейстером ещё в классе Б.П. Григорьева, у которого учился Досадин. По её словам, Владимир Николаевич «всегда почитал Бориса Петровича Григорьева, своего педагога, нередо заходил к нему в класс, когда работал в ДЗЗ (Дом звукозаписи на Малой Никитской). Б.П. Григорьев также считал его своим лучшим учеником».


В.Н.Досадин (третий слева) со студентами, рядом сидят С.Б.Раева и И.Ф.Пушечников

Когда В.Н. Досадин сам начал преподавать в Институте, Светлана Борисовна работала концертмейстером и в его классе. Педагог он, по её словам, был строгий, но справедливый. Когда студент занимался хорошо, то всегда поощрял его, но к тем, которые занимались не всегда ровно, был строгим, поэтому они его даже побаивались. Коллеги к нему относились с большим почтением и уважением, потому что это была большая фигура. Досадин «был человек дела, был человек слова. Прекрасный музыкант, прекрасный педагог. Из каждого студента формировал музыканта, поэтому почти все его студенты работают в ведущих оркестрах нашей страны, в том числе в Большом театре, в Госоркестре, в «Новой России», — говорит Светлана Борисовна.

С 1982 года и на протяжении десяти лет В.Н. Досадин занимал должность декана оркестрового факультета ГМПИ имени Гнесиных. По словам В.М. Прокопова, Досадин был «очень активный человек, прогрессивный в своей методике, очень коммуникабельный, такой, каких все и любили, потому ему и предложили стать деканом. Хоть он и руководил всем оркестровым факультетом, но старался, чтобы духовая кафедра, медные и деревянные духовые, были на высоте. Ну и в его бытность деканом, кафедра действительно была очень крепкая».

Светлана Борисовна вспоминает также о том, что Досадин поддерживал теплые дружеские связи со многими известными музыкантами, такими как: Авангард Алексеевич Федотов, который был художественным руководителем Филармонии; Владимир Емельянович Захаров — многолетний директор Большого зала Московской консерватории, куда Владимир Николаевич нередко доставал билеты для студентов; Михаил Николаевич Саямов — ректор РАМ имени Гнесиных в 2000-2008 гг., Геннадий Николаевич Рождественский.

В 83 классе на 4-м этаже Института, в котором занимался В.Н. Досадин, размещен посвящённый ему стенд. На нём можно найти фотографии с автографами многих выдающихся музыкантов, адресованными Владимиру Николаевичу. Например: «Володе Досадину — замечательному музыканту, многолетнему сотоварищу по БСО с лучшими пожеланиями от Геннадия Рождественского», или: «Талантливому и очень милому человеку, прекрасному музыканту Владимиру Николаевичу с большой симпатией. Арам Хачатурян», или: «Володе Досадину на память и с наилучшими пожеланиями в творчестве, в личной жизни — Ирина Архипова». Фотография знаменитого дирижера Н.Г. Рахлина подписана: «Уважаемому коллеге по баритону в прошлом, прекрасному тубисту — моему доброжелателю — Володе на память о дружбе, проверенной годами; с пожеланием счастья и творческих удач».


Фотографии с дарственными надписями В.Н.Досадину

В Институте — Академии имени Гнесиных В.Н. Досадин проработал до конца своей жизни, почти 40 лет. За эти годы он воспитал в своем классе десятки высокопрофессиональных тубистов, многие из которых стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Среди них — Владимир Сакмаров, Евгений Петров, Станислав Криворотенко, Павел Умяров, Станислав Черемушкин, Сергей и Андрей Кривовцевы, Фиргат Мусин, Пётр и Фёдор Шаговы, Максим Макушев, Алексей Махтадуй и многие другие.


В.Н.Досадин с учениками

Владимир Николаевич всегда интересовался жизнью студентов, помогал им не только в учёбе, но и в решении насущных бытовых вопросов. Ольга Владимировна Досадина, его дочь, вспоминает, что часто под предлогом проведения занятий Владимир Николаевич приглашал студентов к себе домой, чтобы после занятий на тубе накормить их домашней едой, а готовил он очень вкусно и с душой. Студентам он запомнился добрым, отзывчивым, строгим, но справедливым педагогом и мудрым человеком. Владимиру Николаевичу нельзя было отказать в прекрасном чувстве юмора. Бывало, студенты перед занятием волнуются, а он, будучи чутким опытным педагогом, мог снять напряжение на уроке остроумной шуткой или хохмой, но при этом он всегда умел сделать замечания, которые попадали прямо «в точку».


Педагоги и студенты кафедры духовых инструментов. В.Н.Досадин — в первом ряду третий справа

В.Н. Досадин вел постоянную работу по расширению педагогического репертуара для тубы и совершенствованию методики преподавания на этом инструменте. Школа тубного исполнительства В.Н. Досадина отличается не только отточенной техникой, но и яркостью тембра, бережным звуковедением. Поскольку значительную часть творческой карьеры Владимир Николаевич проработал в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радио и Центрального телевидения (впоследствии — Государственный академический большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского), в своей педагогической практике он старался уделять большое внимание ансамблевой игре и оркестровым партиям (фрагментам с оркестровыми трудностями). Также Владимир Николаевич поощрял творческую музыкальность и индивидуальную манеру исполнения своих талантливых учеников. Благодаря его инициативе и неоценимому творческой вкладу в РАМ имени Гнесиных был создан квартет тубистов, который продолжает свою деятельность, активно развивается по сей день, выступая на известных концертных площадках Москвы, демонстрируя высокий уровень исполнительского мастерства и популяризируя тубную школу РАМ имени Гнесиных.


На юбилейном вечере В.Н.Досадина в Концертном зале РАМ имени Гнесиных

Авторитет музыканта высочайшего класса позволили В.Н. Досадину в течение долгих лет участвовать в жюри многих конкурсов, таких как: Международный конкурс тубистов (Женева, 1991); Всероссийские и Всесоюзные конкурсы: Саратов, 1983, Алма-Ата, 1984, Ленинград, 1987, Минск, 1988, Нижний Новгород, 1992; Международный конкурс исполнителей на духовых инструментах им. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2008); Международный конкурс имени Т.А.Докшицера (Москва, 2009).

Общественно-музыкальная деятельность В.Н.Досадина включала проведение конференций и мастер-классов по современному исполнительству на тубе; в течение многих лет он являлся председателем ГАК (консерватории Нижнего Новгорода, Астрахани; Уфимский, Красноярский, Дальневосточный институты Искусств; музыкальные училища городов Тула, Новомосковск, Смоленск, Краснодар, Рязань, Коломна). С 1987 года В.Н. Досадин — член и руководитель секции тубистов творческой комиссии Всесоюзного музыкального общества.

Человек ярких дарований, благородных душевных качеств, В.Н. Досадин всю жизнь преданно служил любимому искусству. Владимира Николаевича не стало 9 декабря 2012 года. Как сказал Вячеслав Михайлович Прокопов на последнем вечере памяти В.Н. Досадина, «в истории Российской академии музыки имени Гнесиных Владимир Николаевич занимает заметное место — это достойнейший человек, достойнейший наш гнесинец, который заслуживает, чтобы его имя осталось на века в истории развития духового исполнительства и истории исполнительства в нашей Академии».

Школа Досадина живет и после его ухода. Владимир Николаевич успел подготовить достойную смену. В 2011 году Владимир Николаевич определил своего преемника, лучшего ученика, Фиргата Талгатовича Мусина, который по завершении обучения в Академии и одновременно с поступлением в аспирантуру стал преподавать на Кафедре медных духовых и ударных инструментов РАМ имени Гнесиных. В последние годы, когда здоровье Владимира Николаевича стало ухудшаться, по его просьбе Ф.Т. Мусин ассистировал в его классе, занимаясь со студентами. В этой прямой преемственности находит выражение связь поколений, передача педагогических, методических и исполнительских традиций. Современные педагоги бережно чтут традиции мастера и продолжают его дело, поддерживая на высоком профессиональном уровне основанную Досадиным гнесинскую школу исполнительства на тубе.