Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ВИКИ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): филимончик ольга
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2024»  (декабрь, 2024)
Количество просмотров статьи: 43
Показать PDF версию ВИКИ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Ольга Николаевна Филимончик
Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Education Establishment “Francisk Skoryna Gomel State University”
ул. Советская, 104, 246028 Гомель, Беларусь
104 Sovetskaya str., 246028 Gomel, Belarus
E-mail: olgafilimonchik@mail.ru

USE OF WIKI-TECHNOLOGIES FOR PROJECT ACTIVITIES AS A MEANS OF ENHANCING STUDENTS’ SELF-STUDIES IN A FOREIGN LANGUAGE FOR NONLINGUISTIC TRAINING PROGRAMS

В статье рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку неязыковых специальностей, анализируются методические особенности организации учебного процесса с использованием вики-технологий. Приводится обоснование, как внедрение новых видов сервисов в проектную деятельность может повышать мотивацию и активизировать самостоятельную работу студентов качественно изменяя процесс организации учебной деятельности обучаемых, в результате которой закладываются основы перехода от управляемой самостоятельной работы к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: ИКТ, самостоятельная работа, проект, вики-технологии, автономия

The article deals with the issue of using information and communication technologies when teaching a foreign language for non-linguistic training programs, analyzes the methodological features for the organization of the educational process with the assistance of wiki-technologies. The rationale for how the introduction of new types of communication services in the project-based activities can enhance the motivation and advance the self-directed learning of students is being provided. The article shows how the applied technique qualitatively improves the educational process followed and establishes a more effective framework for the move from a self-directed learning under the teaching staff’s supervision to a self-controlled learning and cognitive activity.

Key words: ICT, self-studying, a project, wiki-technologies, autonomy

Введение. Информатизация образования в системе стандартов третьего поколения Республики Беларусь, в которых информационно-коммуникативная компетенция включена в число универсальных компетенций обучаемых, а также новая редакция Кодекса об образовании, где дистанционное обучение как форма получения образования закреплено юридически, сделало использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) неотъемлемой частью образовательного процесса. В этом процессе ключевой фигурой и субъектом учебной деятельности является студент и его познавательная мотивация. Она является основой, возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном организации деятельности. Проект при изучении иностранного языка, как никакая иная педагогическая технология, способен выработать у будущих специалистов навыки и умения, необходимые не только для успешного усвоения дисциплины, но и заложить основы для дальнейшего запуска механизма самостоятельной работы по предмету.

Основная часть. Самостоятельная работа является высшей формой учебно-познавательной деятельности и представляет собой многостороннее, полифункциональное явление, обусловленное индивидуально-психологическими и личностными особенностями студента как ее субъекта. Как отмечает И. А. Зимняя, подлинно самостоятельная работа может возникнуть на основе «информационного вакуума», когда у студента формируется потребность узнать, усвоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя [1].

Но здесь возникает вопрос: готов ли студент самостоятельному восприятию и работе с информацией и какой метод обучения при этом будет наиболее эффективным?

Выполнение заданий, направленных одновременно как на понимание, осмысление и запоминание, структурирование в памяти усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию напрямую зависит от индивидуальных особенностей студентов и их способа мышления. Изучение когнитивной ригидности личности студентов 1 курса Белорусского государственного университета транспорта (Гомель) и Гродненского государственного университета имени Я. Купалы (Гродно) с помощью методики А. Лачинса показало, что при решении стандартных задач респонденты готовы искать новые решения, склонны к критическому осмыслению уже имеющегося способа действия, что дает им возможность изменить однажды выбранную стратегию решения задач.

Для преподавателя это означает четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и формирование у студентов некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения коммуникативных задач, где следует помнить о том, что у человека всегда присутствует желание действовать в соответствии со своими внутренними целями и потребностями, сохранять свою индивидуальность, принимать собственные решения относительно совершаемых поступков, не регулируемых извне, т.е. присуще проявление так называемой «автономии» при изучении ИЯ.

Проектная деятельность, которая уже на протяжении нескольких десятилетий является неотъемлемой частью традиционного обучения и доказала свою эффективность в учебной деятельности по ИЯ, т.к. позволяет максимально продуктивно организовать время преподавателя и студентов, делает процесс изучения языка увлекательным. С использованием ИКТ веб-проекты с синхронной и асинхронной формой коммуникации позволили выводить решение учебной задачи на качественно новый уровень.

Следует отметить, что в данной статье речь идет об использовании ИКТ как вспомогательного средства организации учебного процесса, не как о замене традиционных форм и методов обучения ИЯ, а об эффективном инструментарии, помогающем решать ряд учебных задач с использованием социальных сервисов, где в качестве одного из примеров, хотелось бы обратить внимание на такой вид социального сервиса Веб 2.0, как Вики.

Появившаяся в сети в 1995 году для внутреннего использования в качестве базы данных (основатель — программист W. Cunningham, от англ. «wiki-wiki» — быстро) вики-технология очень быстро стала набирать популярность.

Вики-технология позволяет 1 человеку или группе людей, находящихся на расстоянии друг от друга, работать над созданием единого документа, внося в него изменения и дополнения. Ее отличительными чертами являются: публичность, нелинейность, возможность доступа к истории создания документа, мультимедийность и гипертекстовая структура организации материала [2]. А в связи с культурообразующей концепцией обучения ИЯ, это еще один плюс в сторону использования данной технологии при изучении ИЯ, поскольку позволяет: 1) адекватно оценивать культурные реалии и культурно значимые события в жизни страны изучаемого языка с позиции ценностей этой страны; 2) находить общее и различное в аспектах жизни представителей культур стран родного и иностранного языков; 3) извлекать социокультурную информацию из текстов и давать социокультурные комментарии; 4) правильно интерпретировать прецедентные феномены родной и изучаемой культуры [3].

Применительно к языковому процессу вики-технология весьма активно используется в таких вида речевой деятельности, как письменная (написание деловых писем, докладов и сообщений, рецензий и обзоров, эссе, коротких статей на различные темы) и устная речь (участие в беседе, описание события, изложение фактов, своей точки зрения, запрос и обмен информацией).

Возможность создания единого коллективного контента позволяет продуктивно использовать данную технологию в проектной работе в общем и веб-проекте, в частности, где социальному сервису может быть отведена вспомогательная или формообразующая роль в зависимости от его технологических особенностей. Сервисы со вспомогательной ролью используются на этапе публикации и хранения материала, организации материалов, общения внутри команд и не влияют на общую стратегию реализации проекта. Блоги и вики-сайты — сервисы, которые играют формообразующую роль и используются на нескольких этапах проектной деятельности. Результаты эксперимента, проведенные М. О. Ильяховым, показали, что использование вики-сайта как платформы для организации проектной деятельности в значительной степени влияет на качество работы обучающихся в вопросах сложности выбранного формата, по объему материала, количеству задействованных источников, а также по структуре и полноте раскрытия темы [4].

Как любой проект, так и веб-проект с использованием вики имеет 3 обязательных этапа: подготовительный, процессуальный и заключительный. Наполняемость каждого из этапов может варьироваться в зависимости от задач, продолжительности и условий проекта (4-9 шагов). Разные авторы (Е. Д. Кошеляева, М. О. Ильяхов, П. В. Сысоев, А. С. Фомина, Ю. С. Старостина) предлагают различные алгоритмы обучения ИЯ на базе вики-проектов в вузе. Самым подробным является алгоритм предложенный И. В. Харламенко и С. В. Титовой, состоящий из 5 этапов и 11 шагов.

На подготовительном этапе проходит знакомство с «методом проектов» и предстоящим проектом, регистрация участников проекта на вики-сайте, а также обсуждаются вопросы безопасности и интернет-этикета. Процессуальный этап включает в себя выбор темы, подбор, анализ совместное обсуждение материала, размещение материала на учебном сайте. Отдельно выделен демонстрационный этап, где решаются вопросы демонстрации и презентации завершенных проектов с их последующей публикацией. Заключительный этап, где проходит оценка работы разделена на оценочный этап (самооценка, взаимное оценивание и оценивание выполненных проектов/презентаций преподавателем), и рефлексивный этап, где и осуществляется рефлексия как со стороны преподавателя, так и студентов [5]. Каждый шаг в этом алгоритме прописан для обеих сторон-участников и может быть использован как методическая рекомендация по организации учебной проектной деятельности по ИЯ.

Популярность этого вида учебной деятельности объясняется простотой в использовании и гибкостью, а также приближенностью к реалиям, знакомым студентам. Однако, такая организация работы с проектом по ИЯ для неязыковых специальностей требует от преподавателя учета всех дидактико-педагогических требований к веб-проектам и занимает значительную часть времени во время подготовки, но позволяет существенно сократить время на проверку работы, а использование ИКТ — более глубоко оценить вклад каждого участника в проект. Позволяя участникам проекта начинать работу в «зоне из ближайшего развития» (Л. С. Выготский) и осуществляя внешний контроль на этапах, преподаватель, тем самым, поддерживает психологическую готовность студентов к самостоятельной работе, повышает их мотивацию и познавательную активность. Это, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на коммуникативную готовность студентов, где они уже учатся самостоятельно осуществлять контроль своей речевой деятельности и все больше становятся активными участниками учебного процесса.

Заключение. Использование ИКТ при работе над проектом для развития и активизации самостоятельной работы обучающихся должно быть включено в учебный процесс и носить целенаправленный систематический характер, поскольку такая организация учебно-познавательной деятельности студента, когда саморегуляция и свобода выбора становятся вектором не только интеллектуально-личностного развития обучаемого и успешного выполнения коммуникативных заданий, но и позволяют сделать процесс обучения ИЯ максимально эффективным, закладывая переход от самостоятельной работы с преподавателем в качестве куратора учебного процесса к последующей уже самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента переходящей в «автономию» в процессе изучения ИЯ и его дальнейшему самообразованию по дисциплине.

Список литературы:

1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д, 1997. — 480 с.

2. Капранчикова, К. В. Дидактические свойства и методические функции мобильных технологий в обучении иностранному языку / К. В. Капранчикова // Вестник ТГУ. 2014. № 1 (129). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-svoystva-i-metodicheskie-funktsii-mobilnyh-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (Дата доступа: 01.12.2024).

3. Сысоев, П. В. Вики-технология в бучении иностранному языку / П. В. Сысоев // Язык и культура. 2013. № 3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/viki-tehnologiya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (Дата обращения: 30.11.2024).

4. Ильяхов, М. О. Особенности реализации метода проектов с помощью технологии Вики/ М. О. Ильяхов // Лингвистика и межкультурная коммуникация. Вестн. Моск. ун-та. Сер.19. — 2013. № 2. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-metoda-proektov-s-pomoschyu-tehnologii-viki/viewer (Дата доступа:14.10.2024)

5. Харламенко, И. В. Вики-проект в обучении иностранному языку в вузе/ И. В. Харламенко, С. В. Титова. https://cyberleninka.ru/article/n/viki-proekt-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuze/viewer (Дата доступа:14.10.2023)