Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Виды запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Триандофилов Георгий Харлампиевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский научный журнал №10 2017»  (октябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 15852
Показать PDF версию Виды запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза

Триандофилов Георгий Харлампиевич
Магистрант Ростовского филиала
Российской таможенной академии
E-mail: Georggreek@mail.ru

Научный руководитель: Миллеров Евгений Владимирович,
старший преподаватель кафедры,
кандидат юридических наук

Целью данной научной статьи является рассмотрение видов запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, как инструмент внешней и внутренней политики государства. А также рассмотрение особенностей некоторых видов запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

На таможенную систему Российской Федерации возложена важная роль по защите экономического суверенитета и безопасности государства, а также национальной торговой системы, внутреннего рынка и промышленности. Таможенная система является неким инструментом в руках государства, способным быстро подстраиваться под изменяющуюся внешнюю и внутреннюю политику государства.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела. Действующая в настоящее время система запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза является тем самым инструментом, с помощью которого государство может отстаивать как политические, так и экономические интересы.

Согласно Федеральному закону от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации [1].

Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза включают в себя меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, установленные законодательством [2].

К мерам нетарифного регулирования относятся: применение количественных ограничений, устанавливаемых Правительством РФ, применение лицензирования в сфере внешней торговли товарами, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, введение специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер для защиты экономических интересов российских товаропроизводителей.

Количественные ограничения могут устанавливаться как на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза (импортные квоты), так и на вывоз (экспортные квоты) товаров с таможенной территории Таможенного союза. В настоящее время установлены импортные квоты на ввоз мяса крупного рогатого скота, свинину, мясо птицы. Это связано с тем, что почти половина всей мясной продукции ввозится из-за пределов Таможенного союза. Без введения импортных квот сложившаяся ситуация может оказать влияние на национальную безопасность государства. Установление экспортных квот позволяет ограничить вывоз товаров в течение определенного промежутка времени.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 № 168 «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утвержден Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка таможенного союза [3].

Также для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров государством применяется система лицензирования, которая позволяет отслеживать количество участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ту или иную деятельность и путем лицензирования ограничивать ввоз и/или вывоз товаров.

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров вводится на основании статистических данных, финансово-экономических расчетов, позволяющих обосновать необходимость введения данной меры, не только с целью ограничения количества участников внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также с целью создания условий для адекватной конкуренции.

Согласно главе 8 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» особыми видами запретов и ограничений являются:

— запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;

— ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;

— ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования;

— ответные меры [4].

Экспортный контроль представляет собой комплекс мер по соблюдению порядка вывоза за пределы РФ определенных видов товаров, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений данного порядка.

Экспортный контроль применяется в отношении: вооружения и военной техники; отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения); средств доставки оружия массового поражения, вооружении, военной техники; оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, вывоз которых запрещен.

Как видно из перечисленных категорий товаров, экспортный контроль осуществляется в отношении узкой группы товаров. К тому же, количество производителей данных товаров невелико. Но меры экспортного контроля за данной категорией товаров имеют очень важное значение как с точки зрения соблюдения международного законодательства в области нераспространения оружия массового поражения, так и с точки зрения национальной безопасности.

Что касается таких мер нетарифного регулирования как санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и соблюдение радиационных требований, то они направлены очередь на защиту жизни и здоровья населения, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений. С помощью данных мер обеспечивается безопасность продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза, создается единая система технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, формируется единая нормативно-правовая база Таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных, фитосанитарных мер и радиационного контроля и требований безопасности к продукции.

Многогранность системы запретов ограничений позволяет охватить все сферы внешнеторговой деятельности и эффективно контролировать перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, обеспечивая при этом политическую и экономическую стабильность государства.

ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ

  1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Таможенный Кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 № 168 «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50. Ст. 4850.