Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Виды способов защиты прав потребителей

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Саламов Висхан Нашахоевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2017»  (декабрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2361
Показать PDF версию Виды способов защиты прав потребителей

Саламов Висхан Нашахоевич
студент 4-го курса
направления юриспруденция
юридического факультета
ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет
г. Грозный

В гражданском законодательстве, кроме признания индивидуальных прав, также предусмотрена их защита. Традиционно в юридической литературе под понятием «защита гражданских прав» понимается целый комплекс мер (политических, правовых, экономических, в том числе организационных), который гарантирует нормальное осуществление прав и обеспечивает условия для осуществление субъективных прав.

Защита прав в узком смысле называется защитой гражданских прав. Таким образом, защита прав является самой важной категорией гражданского права. На самом деле защита права — это деятельность, направленная на подавление действий, нарушающих права и на восстановление уже нарушенных прав. В общем смысле эти действия могут быть определены как применение мер правоприменительного характера уполномоченным лицом, направленным на восстановление нарушенных или оспариваемых прав.

Следует отметить многомерный характер и сложность такого явления как право на защиту, которое порождает разные точки зрения относительно понятия. Часто наличие неоднозначных терминологических подходов обусловлено обеими задачами, заданными исследователем, и различными интерпретациями того же термина.

У ученых нет единого мнения в дискуссии о характере и содержании права на защиту на сегодняшний день. Мнения о том, является ли это право независимым субъективным правом, или право на защиту является элементом субъективного гражданского права.

В научной литературе неоднократно указывалось на тесную связь «защиты» и «ответственности»

Одной из причин защиты права и основания ответственности является правонарушение. Цель защиты прав заключается в том, чтобы восстановить прежнее имущественное положение кредитора в обязательстве. Помимо реабилитации, защита должна нейтрализовать вредные последствия преступления. Для выполнения функций восстановления и нейтрализации защита прав должна иметь средства в форме способов защиты.

Как мы увидели выше, гражданская ответственность также является особым условием, которое отражает негативные последствия, которые возникают на стороне кредитора в обязательстве, и сосредоточивается на цели восстановления прежнего имущества кредитора. Гражданская ответственность осуществляет восстановление прежнего имущества с помощью средств, которые являются мерами ответственности.

Таким образом, восстановление имущественного положения является как методом защиты для правомочного лица, так и следствием применения мер гражданской ответственности. В случае невозможности восстановления прежнего положения предоставляется компенсация за нанесенный ущерб.

Анализ действующего законодательства также показывает, что понятие «защита», как правило, связано с законодателем с нарушением закона. В частности, потребители получают реальную защиту прав и законных интересов после их нарушения.

Одним из традиционных средств защиты прав потребителей является возможность признать условия соглашения как нарушающие права потребителей — это условие является недействительным и является основанием для привлечения к ответственности, что приводит к судебной практике — большое внимание уделяется этой проблеме. Консалтинговые услуги, являясь своего рода «информационными услугами», не имеют юридической фиксации, что приводит не только к сложности классификации этих услуг, но и к оспариванию условий контрактов на консультационные услуги.

Средства защиты гражданских прав и интересов, охраняемых законом, как правило, являются:

• досудебное урегулирование споров, предусматривающее независимую добровольную процедуру разрешения споров, которая позволяет на короткое время восстановить нарушенное право;

• судебная процедура разрешения споров, связанных с обращением истца в суд, требующая правосудия с требованиями материального характера ответчика на выполнение договорных или внедоговорных обязательств.

Согласно российскому гражданскому законодательству защита нарушенных прав потребителей может осуществляться судом.

Законом «О защите прав потребителей» установлена альтернативная подсудность дел о защите прав потребителей. Это означает, что потребитель по своему усмотрению выбирает суд, в который предъявляется судебный иск: в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — по месту его жительства; по месту жительства или пребывания истца; по месту заключения или исполнения договора;

По общему правилу согласно статье 17 Закона «О защите прав потребителей», а также статье 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам о защите прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Потребитель может предъявлять иск в суд сам (лично) или через представителя.