Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Виды медицинских организаций в Российской Федерации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Расаева Хеди Адмановна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 17107
Показать PDF версию Виды медицинских организаций в Российской Федерации

Расаева Хеди Адмановна
доцент
кафедры гражданского права и процесса
Чеченского государственного университета

Классификация медицинских организаций имеет большое значение, поскольку от вида организации зависит и характер правового регулирования их деятельности.

Следует отметить, что, определяя правовой статус медицинских организаций в законодательстве отсутствуют их виды, поскольку в законе присутствуют только виды медицинской помощи, в ст. 32 — это первичная, специализированная, скорая и паллиативная. В связи с этим, О.Г. Печникова указывает на наличие четырех видов медицинских организаций, соответствующих видам медицинской помощи [1,с.33]. При этом автор указывает, что предложенный законодателем перечень, на наш взгляд, не может в полной мере отразить всю многоступенчатую систему лечебно-профилактических учреждений РФ с ее многоуровневыми взаимосвязями и взаимным межструктурным дополнением. Кроме этого, отсутствие четкости формулировок в законе и наличие различного рода предположений при его толковании весьма плачевно отражаются на правоприменительной практике.

Полагаем, что виды медицинских организаций могут быть классифицированы не только по видам медицинской помощи, но и применительно к рассматриваемой тематике — по принадлежности к системе здравоохранения, то есть подведомственности на государственные, муниципальные и частные медицинские организации.

В настоящее время действует Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627 [2] в соответствии с ранее действовавшей нормой п. 14 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В соответствии с данным актом государственные и муниципальные учреждения делятся на следующие категории:

1. Лечебно-профилактические учреждения:

1) больничные учреждения:

— больницы: участковая; районная; городская, в том числе детская; городская скорой медицинской помощи; центральная (городская, районная); областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная);

— специализированные больницы: восстановительного лечения, в том числе детская; гинекологическая; гериатрическая; инфекционная, в том числе детская; наркологическая; онкологическая; офтальмологическая; психоневрологическая, в том числе детская; психиатрическая, в том числе детская; психиатрическая (стационар) специализированного типа; психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением; туберкулезная, в том числе детская; курортная;

— госпитали всех наименований;

— медико-санитарная часть, в том числе центральная;

— дом (больница) сестринского ухода;

— хоспис;

— лепрозорий.

2) диспансеры: врачебно-физкультурный; кардиологический [3]; кожно-венерологический; маммологический; наркологический; онкологический; офтальмологический; противотуберкулезный; психоневрологический; эндокринологический.

3) амбулаторно-поликлинические учреждения: амбулатория; поликлиники: городская, в том числе детская; центральная районная; стоматологическая, в том числе детская [4]; консультативно-диагностическая, в том числе для детей; психотерапевтическая; физиотерапевтическая; восстановительного лечения.

4) центры, в том числе научно-практические: восстановительной терапии для воинов-интернационалистов; восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские; гериатрический; диабетологический; наркологический реабилитационный; медицинский, в том числе окружной; профессиональной патологии; по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями; клинико-диагностический; патологии речи и нейрореабилитации; реабилитации; медицинской и социальной реабилитации; общей врачебной (семейной) практики; консультативно-диагностический, в том числе для детей; реабилитации слуха; лечебной физкультуры и спортивной медицины; мануальной терапии; лечебного и профилактического питания; специализированных видов медицинской помощи; психофизиологической диагностики; диагностический; медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

5) учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови: станция скорой медицинской помощи; станция переливания крови; центр крови.

6) учреждения охраны материнства и детства; перинатальный центр; родильный дом; женская консультация; центр планирования семьи и репродукции; центр охраны репродуктивного здоровья подростков; дом ребенка, в том числе специализированный; молочная кухня.

7) санаторно-курортные учреждения: бальнеологическая лечебница; грязелечебница; курортная поликлиника; санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями; санаторий-профилакторий; санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

2. Учреждения здравоохранения особого типа:

· центры: медицинской профилактики; медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный); медицинский мобилизационных резервов «Резерв» (республиканский, краевой, областной, городской); лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной); контроля качества и сертификации лекарственных средств; медицинский информационно-аналитический; информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения; медицинской инспекции; медицинский биофизический (федеральный).

· бюро: медицинской статистики; патолого-анатомическое; судебно-медицинской экспертизы;

· контрольно-аналитическая лаборатория;

· военно-врачебная комиссия, в том числе центральная;

· бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза.

3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: центры гигиены и эпидемиологии; центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора; противочумный центр (станция); дезинфекционный центр (станция); центр гигиенического образования населения.

4. Аптечные учреждения: аптека; аптечный пункт; аптечный киоск; аптечный магазин [5].

Примечательно, что лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями.

Согласно Примечанию к Номенклатуре клиники — лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения здравоохранения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, научно-практических центров медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являются их структурными подразделениями.

Отдельно следует отметить, что учреждения и объекты здравоохранения, находящиеся в ведении органов государственной власти края и находящиеся на территории соответствующего города, относятся к муниципальной собственности [6].

В соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7] в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района; имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, и др.

В системе муниципального здравоохранения распространенной формой являются диагностические центры, которые впервые были созданы в 1998 году в связи с принятием Приказа Минздрава РФ от 14.11.1997 № 336 «О совершенствовании деятельности диагностических центров» [8]. Работа этих учреждений уже в первые годы доказала правильность принятого решения по их организации в структуре первичного звена здравоохранения. Создание их позволило организовать рекомендованную ВОЗ трехуровневую систему диагностики, значительно повысить методический уровень диагностического процесса и его качество в регионах и стране в целом, обеспечить население доступной диагностической помощью, особенно на догоспитальном этапе. Здесь наиболее экономично и эффективно используется сложное и уникальное оборудование, широко применяются современные средства и методы диагностики, организационные и медицинские технологии.

Согласно п. 5 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья. В данном контексте к иным организациям могут быть отнесены образовательные, социальные и другие, осуществляющие медицинскую деятельность.

Другое основание классификации медицинских организаций связано с целью их деятельности, на основании чего можно разделить их на коммерческие и некоммерческие.

Для классификации медицинских организаций необходимо использовать общие нормы ГК РФ, в частности, ст. 50, согласно которой юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Поэтому можно выделить следующие виды медицинских организаций:

— коммерческие медицинские организации, которые могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ;

— некоммерческие медицинские организации. Перечень правовых форм некоммерческих организаций не ограничен (п. 4 ст. 50 ГК РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).

Медицинские организации могут быть также классифицированы в зависимости от отраслевой принадлежности, категорий обслуживаемого населения, структуры медицинских организаций, профилизации коечного фонда, и др. [9,с.24]

По отраслевой принадлежности можно выделить ведомственные и территориальные медицинские учреждения.

Следует отметить, что ряд министерств и ведомств имеют сеть ведомственных медицинских учреждений — больничных учреждений. В настоящее время в России проводятся социально-экономические реформы, которые привели к радикальным переменам в жизни общества, в том числе и в здравоохранении. Уже произошла смена собственника во всех ведомственных государственных учреждениях здравоохранения российских железных дорог. Они стали негосударственными учреждениями здравоохранения. В процессе перехода в частную собственность существенно изменились взаимоотношения этих учреждений с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями [10,с.41].

Деление медицинских учреждений по территориальному признаку позволяет выделить республиканские (федеральные и в составе Российской Федерации), областные (краевые), городские, районные, участковые.

Медицинские организации могут быть также классифицированы по специализации и профилизации коечного фонда медицинского учреждения на: однопрофильные (специализированные), двух- и многопрофильные медицинские организации.

По медицинским услугам наблюдение осуществляется как в однопрофильных (наркологических, стоматологических и др.), так и в многопрофильных поликлиниках и больницах системы всех министерств и ведомств, а также в небольших частных медицинских организациях (малых предприятиях и др.) [11].

При этом создание специализированных отделений в стационарах определяется наличием необходимого контингента больных.

Таким образом, по нашему мнению, в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует внести четкое определение видов не только медицинской помощи, но и медицинских организаций, поскольку имеющееся определение медицинской организации в ст. 2 закона весьма неконкретно и поверхностно, и затрудняет правоприменительную деятельность.

Литература:

  1. Печникова О.Г. К вопросу определения правосубъектности медицинской организации // Право и бизнес: сборник статей I ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / М.Ю. Абрамкина, М.Г. Абрамова, А.А. Алпатов и др.; под ред. И.В. Ершовой. — М.: Юрист, 2012.
  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 42, 17.10.2005
  3. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» // Российская газета (специальный выпуск), № 90/1, 25.04.2013
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 № 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» // Российская газета, № 61, 21.03.2012
  5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 № 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» // Российская газета, № 207, 15.09.2010
  6. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1992. —  3. — Ст. 89
  7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822
  8. Приказ Минздрава РФ от 14.11.1997 № 336 «О совершенствовании деятельности диагностических центров» (вместе с «Положением о республиканском (краевом, областном, городском, окружном) диагностическом центре», «Положением о консультативном отделе (отделении) диагностического центра», «Положением о стационаре краткосрочного пребывания диагностического центра», «Положением об отделе клинико-экспертной и организационно-методической работы диагностического центра», «Положением об информационно-вычислительном отделе диагностического центра», «Положением об отделе медицинской техники диагностического центра») // Здравоохранение, № 1, 1998
  9. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации // Подготовлен для СПС КонсультантПлюс, 2008
  10. Тараян С.Ф., Миргород Е.Э., Нифантов В.А. О свободе заключения договора страховой медицинской организацией с медицинскими учреждениями // Медицинское право, 2008, № 1
  11. Постановление Росстата от 30.12.2005 № 110 «Об утверждении «Методологических положений по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен» // Документ официально не опубликован / СПС КонсультантПлюс