Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
За последние годы в России приблизительно 12% от общих расходов бюджета выделялось на расходы по содержанию учреждений образования. В данный момент школы получают финансирование на 99% из бюджетов субъектов РФ и на 1% - из федерального.
Школы финансируются на основании государственных и местных финансовых нормативов из расчета на одного учащегося по типу учреждения образования или на основе бюджетной сметы.
Сметное финансирование – наиболее распространенный вид финансирования учреждений образования. Бюджетные сметы расходов на содержание составляются директором образовательного учреждения и утверждаются вышестоящими органами управления образованием. Утвержденная смета – официальный документ, на основании которого определяется объем, целевое направление и распределение средств бюджета на покрытие расходов школы. Данный документ требует обязательного исполнения. Представленный вид финансирования привычен и понятен для всех участников бюджетного процесса, что является его основным преимуществом.
Бюджетное финансирование, которое осуществляется напрямую, является материальной основой для выполнения и реализации государственного заказа в системе образования. Чтобы обеспечить прозрачность движения финансовых потоков сферы образования, необходимо использовать нормативный метод финансирования для формирования бюджета школы и определения реальных потребностей в финансировании.
Нормативное финансирование дает школьникам и их родителям право на самостоятельный выбор школы и является стимулом к увеличению конкуренции между образовательными учреждениями в целях привлечения большего внимания со стороны учеников. Также данный вид финансирования школы оптимизирует деятельность всей системы муниципального и государственного образования.
Учитывая столь быстро меняющееся законодательство необходимо обеспечить гарантии каждого школьника на получение образовательной услуги, на качество и объем которой не может повлиять место проживания школьника, возможности бюджета данного муниципалитета и другие условия. Обеспечение этих гарантий планируется осуществить как раз за счет нормативного финансирования образования.
Если сравнивать два описанных метода финансирования (нормативное и сметное), то наиболее эффективным считается именно нормативным метод из-за наиболее экономного и эффективного расходования средств, выделяемых из бюджета на финансирование школы, чем при сметном виде финансирования. Представленный анализ нормативного финансирования не оставляет никаких сомнений в преимуществе его перед сметным финансированием. Но все эти преимущества эмпирические (умозрительные, ожидаемые), а более реальных плюсов метода в современной литературе на данный момент не приводится. Поэтому какими бы положительными не были отзывы и оценки нормативного метода, в нем все равно есть некоторые проблемы, которые отодвигают его на второй план по сравнению с действующим сметным финансированием. Следовательно, в настоящее время возникают трудности с определением того, насколько нормативное финансирование эффективнее сметного финансирования, критика которого обоснована и подтверждена фактами.