Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Галимов Геннадий Гильфанович
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник
ООО «Шпинель», г. Ульяновск
E-mail: spinel52@mail.ru
Новизна проекта заключается в том, что предложено в вибролете использовать множество куполов, движущихся колебательно вверх-вниз с заданными параметрами. При движении купола вверх он испытывает меньшее сопротивление, чем при движении вниз. Возникает разница давлений над куполом и под куполом. В результате этого появляется подъемная сила тяги, которую целесообразно использовать для создания вибролета, осуществляющего полет за счет колебаний купола. Один купол нецелесообразно использовать из-за возникновения колебаний всей конструкции, как это произошло у американского изобретателя Питса в 1911 г.[1]. С тех пор эта идея была надолго забыта. Нами предложено использовать вместо одного большого купола множество куполов меньшего размера, колеблющихся в сдвинутых по фазе в периоде колебаний с управляемыми параметрами. Это дает эффект устранения колебаний всего устройства.
Приведем выражение для силы вибрационной тяги, возникающей при условии, что коэффициенты лобового сопротивления махов вверх и вниз отличаются. Виброкрыло представляет собой поверхность с прилегающими друг к другу куполами с проемами между ними, вибрирующее в воздушной среде ортогонально своей поверхности, по гармоническому закону x=A sin ωt. Сила лобового сопротивления, как известно, есть
Fлоб= (1/2) С ρ S V2. Где С — безразмерный коэффициент лобового сопротивления, ρ — плотность вязкой среды, S — эффективная площадь поперечного сечения тела, т.е., в нашем случае, площадь виброкрыла, V — скорость смещения виброкрыла в вязкой среде. Подставляя в это выражение, значение скорости V = ω A cos ω t и усредняя на полупериоде, в течение которого виброкрыло смещается либо вверх, либо вниз получаем
Fлоб = (1/4) С ρ S ω2 A2 = C ρ S π2 f2 A2,
Где f = ω/2 π — частота вибрации. Если Свверх и Свниз отличаются, получаем выражение
Fвибр = ∆ Fлоб = ∆С ρ S π2 f2 A2,
Где ∆C = Свниз — Свверх.
Коэффициент лобового сопротивления С определяют эмпирически. Он зависит от числа Рейнольдса. Возьмем известную зависимость для сферы. При плотности воздуха ρ = 1,3 кг/м3 и его динамической вязкости 1,82*10-5 Па*с число Рейнольдса составляет приблизительно 103. При этом, для случая сферы коэффициент лобового сопротивления С приблизительно равен 0,4. При прочих равных условиях лобовое сопротивление плоской тонкой пластины больше лобового сопротивления сферы примерно в десять раз, т.е. С = 4. В нашем случае для полусферы со стороны сферической выпуклости, вероятно, С = 0,4, а со стороны сферической вогнутости должно было бы быть С = 40, т.е., в десять раз больше плоской тонкой пластины. Однако надо учесть, что часть воздуха увлекается пространством в углубление полусферы. За счет частичного заполнения сферического углубления воздухом как бы происходит приближение к плоскости. В результате этого уменьшается коэффициент лобового сопротивления и он меньше чем С = 40. Расчеты из лабораторных экспериментальных данных показали, что он равен Свниз — Сверх = 4,23.
Вычислим площадь S для случая, когда взлетная масса одноместного вибролета равна 500 кг, радиус полусферы r=0,5 м в
S = Fвибр /∆С ρ f2 π2 A2, отсюда S = 5000/4,23*1,3*9 *10*0,36 = 28 м2
Отсюда, с учетом площади
Требуемое количество литий железо фосфатных аккумуляторов ЛИОТЕХ — 770, емкостью 770 А/ч, напряжением 3,2 В и массой 26,5 кг 8 шт. Получим мощность: 770*3,2*8 = 19712 Вт. Определим КПД вибролета исходя из известных значений: КПД купола примерно равняется значению КПД винта — это видно из расчетов по экспертизе, проведенной Фондом перспективных исследований по прежней заявке «Разработка и изготовление опытного образца
Таким образом, на полет вибролета с взлетной массой 500 кг расходуется электроэнергии из 19712 Вт в количестве 19712*0,65 = 12813 Вт. Определим массу, которую может перевезти вибролет с взлетной массой 500 кг: 12813 Вт соответствует 1281 кг. Отсюда, расстояние полета при скорости 100 км/ч равно 1281:500 = 256 км. С учетом большего расхода электроэнергии на больших скоростях приблизительно практическая дальность полета равняется не менее 200 км.
Оценим массу полезного груза. Масса вибролета без груза равна сумме масс
Ниже приведен схематический рисунок одноместного вибролета с
Будут высокоэффективны также и многотоннажные вибролеты. Например, вибролет с взлетной массой 12000 кг (аналог вертолета Ми-8) сможет перевозить полезный груз массой не менее 6000 кг при других характеристиках не хуже Ми-8.
Таким образом, из изложенного видно, что вибролет имеет прорывные преимущества по отношению к альтернативному вида летательного аппарата вертикального взлета и посадки, а именно вертолета. Десятикратное превышение КПД, во столько же раз уменьшается потребление энергии, в десять раз дешевле в эксплуатации, в десять раз дешевле в изготовлении за счет простоты конструкции, совершенно бесшумный, высокоманевренный и может осуществлять посадку и взлет на площадке, не пригодной для вертолета.
Вибролет защищен патентом Российской Федерации на изобретение [4].
Список литературы