Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Барабанова Е.И.
Научный руководитель:
ассистент кафедры «Мировые финансы» б\с Медведева Е.А.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
E-mail: barabanovaekiv@gmail.com
Развитие страны в современных условиях политической и экономической турбулентности невозможно без союзников и партнёров, которые бы обеспечивали ей поддержку, безопасность и стабильность существования. Именно поэтому многие государства стремятся взаимодействовать на определённых структурных уровнях с целью получения от этого каких-либо экономических или политических выгод.
В мировой экономике интеграция – это процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств двух и более государств, форма интернационализации хозяйственной жизни. Интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
Любое интеграционное объединение, согласно теории Б. Баласса, проходит пять этапов развития на пути к формированию полноценного экономического, политического и валютного союза. Создание межнациональных или наднациональных эмиссионных центров позволяет устранить трудности, возникающие при торговых операциях в разных валютах. [1] Можно выделить перечень основных преимущества от введения единой валюты на примере такого развитого интеграционного объединения, как Европейский экономический союз (см. Рисунок 1).
Источник: составлено автором на основе изученных материалов.
Однако различные интеграционные процессы проходят не только на территории Европы. Также активно обсуждается вопрос о создании общей африканской валюты, которая позволит укрепить надёжность валютно-финансовой системы государств Африки, придать им больший вес в мировой торговле и увеличить товарооборот между странами африканских объединений.
Существует две главных причины для энтузиазма в отношении африканского валютного союза, который выходит за рамки традиционных экономических целей повышения темпов экономического роста и снижения инфляции. Во-первых, введение евро стимулировало интерес к валютным союзам в других регионах. И стремление к переходу на единую валюту на территории африканских государств, прежде всего, основано на желании решить налогово-бюджетные проблемы. Во-вторых, ряд африканских государств мотивирован стремлением преодолеть сознаваемые экономические и политические недостатки. Например, региональные группы могли бы помочь Африке вести переговоры по заключению выгодных торговых соглашений как на глобальном (в рамках Всемирной торговой организации), так и на двустороннем уровне.
В настоящее время актуальной темой является введение единой валюты – восточноафриканского франка – на территории Восточноафриканского сообщества (ВАС). ВАС было образовано 16 лет назад с целью создания единого таможенного пространства, позже – единого рынка, валютного союза и политической федерации государств Восточной Африки. [6]
Так в 2013 г. на встрече глав государств-участников ВАС (Бурунди, Кения, Руанда, Танзания и Уганда) было подписано соглашение о единой валюте. По прогнозам экспертов, шиллинг должен был быть введён в период с 2010 по 2015 гг. Однако валютная интеграция до сих пор не произошла, что связано с наличием ряда нерешенных социальных, политических и экономических проблем. Для того, чтобы понять, какими могут быть перспективы введения единой валюты в ВАС, целесообразно сравнить процессы интеграции в Сообществе и в уже сформировавшейся валютной зоне франка.
Зона франка – это возглавляемый Францией валютный союз, целью создания которого являлась стабилизация экономик входящих в него стран и создание прозрачной экономической политики. [3] Основные критерии для стран-участниц Зоны франка были опубликованы в положениях Центральноафриканского экономического и валютного сообщества (ЦАЭВС) и Западноафриканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС), которые отражали основные макроэкономические показатели, необходимые для вступления стран в валютную зону.
Для анализа экономической ситуации в странах ВАС предлагается воспользоваться следующими критериями: характеристика финансового баланса страны и темпов инфляции (не более 3% в год). Также целесообразно применить показатели, разработанные в теории оптимальных валютных зон Р. Манделла, описанные в его работе «Теория оптимальных валютных зон», Р. МакКинноном в работе «Оптимальные валютные зоны» и П. Киненом в исследовании «Теория оптимальных валютных зон: эклектичный подход». Таким образом, в исследовании будут дополнительно изучены диверсификация внутреннего производства и степень интеграции государств-членов ВАС.
Опираясь на эти критерии, можно сделать вывод, что в случае Зоны франка валютная интеграция прошла весьма успешно, о чём может свидетельствовать резко возросший уровень доверия стран друг к другу. Кроме того, на сегодняшний момент ни один участник интеграции не намерен покидать союз, так как представленное объединение привело к сильному экономическому росту и сбалансированному развитию в разных сферах жизни общества. Таким образом, валютная интеграция стран в Зоне франка прошла относительно успешно, и в перспективе валютный союз стремится к укреплению функционирования налогово-бюджетной политики.
Более подробно следует остановиться на анализе введения единой валюты на территории стран ВАС, куда с марта 2016 г. входит уже 6 стран (Бурунди, Уганда, Танзания, Южный Судан, Руанда и Кения) (см. Таблицу 1).
Достижение успеха интеграции требует конвергенции экономик всех 6 стран. [2] По сравнению с 2013 г., когда участниками ВАС было принято решение о создании валютного союза, в 2014 г. произошло увеличение валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) во всех странах (за исключением Южного Судана) и сокращение уровня инфляции в некоторых странах-участницах (Руанда, Бурунди, Танзания). Из анализа уровня безработицы можно сделать вывод, что оптимальное значение в странах еще не достигнуто (в настоящее время естественный уровень безработицы составляет 6-7% в год). Тем не менее, несмотря на небольшие позитивные сдвиги, экономики стран находятся на достаточно слабом уровне развития, о чём говорят невысокое значение ВВП (ППС) на душу населения и инфляция. Также, слабость национальных валют может оказаться «камнем преткновения» при переходе на следующий интеграционный уровень. Отсутствии полноценной диверсификации производства оказывает негативное влияние на развитие торговых отношений между странами и делает невозможным разделение труда.
Таблица 1
Характеристика основных макроэкономических показателей государств-членов ВАС, 2014 г. (2013 г.).
Страна | ВВП (ППС) на душу населения, тыс. долл. | Уровень безработицы, в % к ВВП | Уровень инфляции, % | Развитые сферы производства | Оценка степени интеграции |
Кения | 3 099 (2 972) | 42 | 6,9 (5,7) | сельское хозяйство, мясомолочная, химическая, текстильная, нефтеперераба-тывающая, деревообраба-тывающая промышленности, стройматериалы | Отсутствие политической общности, параллельное участие стран в других африканских группировках |
Руанда | 1 703 (1 610) | 0,6 | 1,8 (4,2) | сельское хозяйство, скотоводство | |
Бурунди | 914 (879) | 6,9 | 4,4 (7,9) | сельское хозяйство, рыбная ловля, легкая и пищевая промышленность | |
Танзания | 2 742 (2 572) | 3,1 | 6,1 (7,9) | сельское хозяйство, текстильная, нефтеперераба-тывающая промышленности, удобрения, цемент | |
Уганда | 1 939 (1 875) | 3,8 | 4,6 (4,8) | сельское хозяйство, сфера услуг | |
Южный Судан | 2 064 (2 064) | 12 | 1,7 (0,0) | сельское хозяйство, текстильная промышленность |
Источник: составлено автором по данным МВФ.
В целом, перспективы создания валютного союза выглядят достаточно пессимистично: специфика исторического развития стран, слабость экономик, проживание более половины населения за чертой бедности, доминирование сельского хозяйства, — всё это оказывает негативное влияние на интеграционные процессы. Стоит добавить, что среди населения наблюдается расслоение общества, побочным эффектом которого является межклассовая непереносимость и революционные настроения. Валютный союз, возможно, будет иметь шансы на успех, но все осложняет опасность асимметрии между странами, причём выгоды получит главным образом Кения. В настоящее время процесс введения восточноафриканского франка приторможен, и трудно предугадать, когда же ВАС достигнет того уровня интеграции, когда можно будет ввести единую валюту.
Учитывая большое количество дезинтегрирующих факторов, предлагаются следующие направления деятельности ВАС, позволяющие создать валютный союз с наименьшими потерями:
1. Преодоление низкого уровня экономического развития.
2. Преодоление асимметрии стран ВАС
3. Усиление политической, экономической и социальной интеграции внутри сообщества (параллельное участие стран в других африканских группировках негативно сказывается на стабильность функционирования ВАС).
4. Решение политических проблем, касающихся достижения поставленных целей.
Список источников