Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Устный счет – математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств. Устный счет занимает особое место в обучении математике. Устные вычисления активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают память и речь, повышают внимание и быстроту реакции, воспитывают умение сосредоточиться. При проведении устного счета проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю. Самый лучший способ развития памяти ребенка-это устный счет. Успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки у учащихся навыков устного счета. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при изучении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного материала. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. На уроках математики соединяю устный счет с проверкой домашнего задания, закреплением изученного материала, предлагаю при опросе. На проведение устного счета в начале урока отвожу 5-7 минут, считаю не эффективным проводить устный счет в конце урока, т.к. учащиеся уже утомлены. Устный счет требует большого внимания, памяти.
Мне, как и любому учителю, хотелось бы, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого задания (даже нестандартного).
Устный счет чаще всего провожу в игровой форме: «Лото», «Лучший счетчик», Математические ребусы», «Третий лишний», «Молчанка», «Лесенка» и.т.д. Упражнения для устного счета подбираю таким образом, чтобы подготовительные задания и первые упражнения, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Формулировки заданий, по возможности, должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Задания нужно четко формулировать, не допускать различного толкования. Иногда задания бывают все-таки трудны для усвоения на слух, тогда прибегаем к записям или рисункам на доске, в тетради.
Имея многолетний опыт работы, могу сказать, что вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, у учеников пробуждается стремление совершенствовать способы вычислений, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Главной целью устного счета считаю: активизировать внимание учащихся на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, повысить познавательный интерес к уроку. С помощью устных упражнений можно работать с отстающими учениками (осуществляется индивидуальный подход). Ребенок не боится в игровой обстановке отвечать на поставленные вопросы. Дети, которые были пассивны на уроках, с удовольствием стали вовлекаться в работу.
Обучая ребят приемам быстрого счета, использую книгу Перельмана «Занимательные задачи и опыты «(изд. «Детская литература», 1972г.)
На уроках математики я применяю два вида устного счета. Первый, когда числа показываю перед учащимися с использованием карточек, слайдов, ПК, записи на доске, при этом все прочитывается. В данном случае работает: зрительное, слуховое восприятие учащихся, чем существенно облегчается процесс вычисления. Второй вид устного счета, когда учащиеся воспринимают числа и действия над ними на слух. Думаю, и со мной согласятся многие, что второй вид устного счета сложнее первого, но эффективнее в методическом смысле.
В своей работе я использую различные приемы устного счета, например игровые.