Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Дмитрий Скуратов
Реализация важного назначения истории - укрепления гордости за свою Родину и любви к ней - возможно только через формирование уважения к истории малой родины, гордости за жизнь и труд старших членов семьи, земляков. Участие в устноисторических исследованиях в значительной степени воспитывает стремление не к абстрактным целям построения «светлого будущего», а к вполне достижимым: быть опорой и преемником старших поколений - дедов, отцов, сохранять культурно-историческое наследие предыдущих поколений.
В ходе устноисторических исследований прививаются навыки общения с людьми, старшие поколения раскрываются с положительной стороны: их отношение к труду, семье, селу, жизненные принципы, преодоление трудностей, вклад в развитие села, города, области. Устанавливается тесная связь образовательных учреждений с производственными коллективами, учреждениями науки и культуры, администрациями населенных пунктов и другими субъектами регионального сообщества.
Опрос всегда использовался в краеведческой исследовательской и поисковой работе. В краеведении России элементы устной истории широко применялись и в XIX веке, и на протяжении всего XX в.; в начале XXI в. сформировались традиции опроса старожилов, или, как называли их краеведы, «бывалых людей». Нельзя не отметить большие заслуги краеведов в изучении на основе опроса участников и очевидцев истории революционного движения, истории заводов и фабрик, колхозно-совхозного строительства, патриотических настроений на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, освоения целины.
Советское краеведение отличалось массовым комплектованием фондов школьных музеев, комнат боевой и трудовой славы, ленинских комнат воспоминаниями, биографиями, рассказами участников тех или иных событий. Но и по содержанию, и по форме краеведческая и поисковая работа лишь отчасти напоминала устную историю, так как не отвечала требованиям устноисторических технологий создания источников, их документирования, архивирования и интерпретации. Отсутствие научно обоснованной методики беседы приводило к потере научной ценности полученных материалов. Происходило это как на уровне фиксации информации, так и на уровне ее интерпретации.
Устноисторический методический центр «Сибиряки вольные и невольные» - новый проект Северского кадетского корпуса. Создан для обучения школьников образовательных организаций города Северска технологиям создания источников, их документирования, архивирования и интерпретации.
Цель проекта:
Актуализация и музеефикация сведений об исчезающих и исчезнувших переселенческих деревнях Томского района через историю их бывших жителей и их потомков, воспоминания о деревне, ее людях, традициях и значимых для нее событиях, как ценного материала для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Изучение сибирской деревни как важной части социокультурного и экономического наследия России.
Основные задачи проекта:
Сбор информации о расположенных около гг. Северска и Томска переселенческих деревнях Томского района посредством интервьюирования выявленных потомков жителей сельских поселений, поиска информации в архивах и краеведческой литературе;
Организация серии походов-экспедиций с целью обследования сельских поселений и прилегающих к ним некрополей, их картографирования; посещение урочищ, оставшихся на месте покинутых деревень, создание виртуальных карт исчезнувших деревень по выявленным сведениям из архивных и устных источников.
Обобщение и анализ собранной информации с целью публикации ее на сайтах проекта "Сибиряки вольные и невольные" (сибиряки.онлайн) и Северского кадетского корпуса, презентации в качестве результатов научной работы на конференциях различного уровня и публикации отдельным малотиражным изданием. Музеефикация собранной информации посредством передачи в фонды архива ТОКМ и музея СКК, использование ее для работы с посетителями музеев.
Актуальность:
Необходимость передачи подрастающему поколению трудовых, духовных, нравственных традиций своего народа, воспитание уважения к лицам разных национальностей, живущих в стране. Изучение родного края как наиболее естественная форма воспитания любви к своей стране.
Попавшие в притяжение гг. Томска и Северска деревни исчезают. Есть возможность сохранить о них память через актуализацию и музеефикацию устноисторических источников, собранных от бывших жителей деревень и их потомков.
Социальная значимость:
Воспитание подрастающего поколения на опыте предыдущих поколений, формирование у него вдумчивого и личностного отношения к истории и настоящему своей страны.
Актуализация значимости жизненного опыта сельских жителей и через нее - признание значимости их труда и жизненного опыта, формирование позитивных установок по отношению к "простым труженикам".
Сохранение информации об исчезающих населенных пунктах, ее научная обработка и музеефикация.
Проекты-аналоги в России и мире:
Изучение края и воспитание молодежи через краеведческие исследования - распространенная в мире практика. Научное исследование и музеефикация нематериального наследия - практика Алтайского государственного педагогического университета.
Список использованной литературы
Бардина П.Е.Быт и хозяйство русских сибиряков Томского края. Северск, 2009.432 с.
Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М.,1966.
Изучаем народные традиции. Программы и вопросники/Сост. П.Е. Бардина, В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Н.А. Тучкова. Вып. 1. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. 36 с.
Назаренко Т.Ю. Рабочая тетрадь краеведа – исследователя. ОГУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова» - Томск, 2014 г. – 24 с.
Читая Г.С. Принципы и метод полевой этнографической работы // Советская этнография. 1957. № 4.
Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. 558 с.
Сибиряки. oнлайн // sib.tomskmuseum.ru
Сайт Северского кадетского корпуса // http: // skk.tomsk.ru