Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Условия и механизмы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Величко Александр Владимирович, Ковалева Наталья Николаевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 8380
Показать PDF версию Условия и механизмы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности
Ковалева Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления на предприятии, «МАИ» Филиал «Взлет»; 
Величко Александр Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, «МАИ» Филиал «Взлет»



При формировании рыночной экономики возрастает роль таких социальных ценностей, как высокий уровень образования и культуры, профессиональная компетентность, открытость к восприятию инноваций, мобильность, готовность к постоянной работе над собой. Особенно это касается специалистов экономического профиля, так как в условиях рынка область их профессиональной деятельности испытывает постоянные трансформации и находится в непрерывном развитии. Эффективное практическое участие в экономической жизни общества становится невозможным без сформированной у данного специалиста потребности и способности к профессионально-личностному саморазвитию и самосовершенствованию.

Большинство вузов страны, осуществляющих подготовку специалистов по экономическим специальностям, используют главным образом информационную модель обучения, которая направлена на приобретение необходимых профессиональных знаний и умений и в меньшей степени ориентирована на формирование готовности к профессионально-личностному саморазвитию. В данном случае не ставится под сомнение приоритетность профессиональных знаний, но на современном этапе развития общества этого становится явно недостаточно. 

Анализ Государственных образовательных стандартов экономических специальностей, определяющих содержание профессиональной подготовки, свидетельствует о том, что в них не только отсутствует четко выраженная направленность на профессиональное саморазвитие, но и недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального саморазвития студента в период его обучения в вузе.

Ряд авторов (Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.) считает, что для возникновения состояния готовности к различным видам деятельности необходимо:

- осознание общественных и коллективных требований, своих собственных потребностей;

- сопоставление поставленных обществом задач и собственных потребностей, возможность удовлетворить свои потребности в процессе достижения поставленной цели;

- выявление на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее подходящих способов решения конкретной задачи;

- прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка своих возможностей и необходимости достижения определенного результата.

К основным условиям формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности можно отнести:

  • педагогические условия - обеспечение продуктивности педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов;
  • управленческие условия - внедрение комплексного подхода к формированию целостной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;
  • психологические условия - формирование благоприятного социально-психологического климата, самопознания та самоопределения;
  • организационно-методические условия - разработка научно-методических комплексов;
  • адаптационные условия - активное включение студентов к практической управленческой и педагогической деятельности;
  • технологические условия - создание соответствующей материально-технической базы, использование современных технических средств;
  • нормативно-правовые условия - налаживание работы в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрим некоторые из них. Педагогические условия понимаются в качестве одной из сторон образовательного процесса. Педагогические условия - это структурная оболочка педагогических технологий, или педагогических моделей, благодаря которым педагог может реализовать любые компоненты современной техники обучения будущих специалистов.

Педагогические условия профессиональной готовности будущих специалистов мы рассматриваем как своего рода совокупность взаимообусловленных педагогических обстоятельств социально-воспитательного характера, способствующих процессу активного, положительного приспособления студентов к социальной среде высшей профессиональной школы, к социуму в целом. Инициатором и координатором педагогических условий мы считаем профессорско-преподавательский состав вузов.

Одной из главных педагогических условий в процессе эффективного формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности является осознание студентами роли профессионального образования в будущей деятельности управленца. Как показывают исследования психологов, позитивное отношение студентов к процессу обучения является результатом интегративного влияния потребностей и целей, мотивов и стимулов, познавательных интересов. Начало процесса усвоения знаний всегда находится в прямой зависимости от наличия познавательной потребности. Потребность - это направленность, активность субъекта обучения, психическое состояние, создает предпосылку деятельности. Познавательная потребность - это сочетание необходимости новых знаний и потребности интеллектуальной активности. При отсутствии потребности знаний процесс усвоения невозможен.

Особое место в структуре личности принадлежит мотивации, которая является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил и направленности деятельности и поведения. Мотивация обучения зависит от целого ряда факторов, специфичных для деятельности, к которой она включена. Во-первых, она определяется самой системой обучения, образовательным учреждением. Во-вторых, организацией учебного процесса. В-третьих, психологическими особенностями субъекта (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка и др.). В-четвертых, субъективными особенностями преподавателя. В-пятых, спецификой учебного предмета.

Исследования А. Леонтьева, А. Марковой, С. Рубинштейна, Г. Щукиной и многих других ученых подтверждают наличие непосредственной связи и обусловленность результатов учебной работы от характера мотивации. Познавательные интересы и потребности, как составляющие мотивации, возникают при условии, если учебный процесс имеет личностный смысл, который предусматривает для каждого студента в будущем перспективы профессионального роста, импровизации и самодеятельности при разыгрывании учебных ролей. Благодаря моделированию ситуаций, можно достичь оптимального сочетания теории и практики, субъективного и объективного знания и опыта, осознать причины учебных проблем и найти способы решения безвыходных ситуаций.

Потребности и мотивы учебной деятельности существенно влияют на активность студентов, их отношение к учебе и, наконец, на результаты обучения. Мотивы формируются в процессе обучения, зависят от его организации, методов и приемов обучения, средств и содержания учебного материала.

Вторым условием формирования исследуемой нами готовности является реализация системного и контекстного подходов к учебному процессу.

По мнению А. Вербицкого, современная концепция достижения оптимального уровня активизации познавательной деятельности студентов, требует перехода к системной организации обучения, основанной на принципах проблемности, динамичности и др. Создание условий для творчества, поддержки и стимулирования познавательной деятельности субъектов обучения, педагогики сотрудничества. Автор называет такой вид обучения контекстным. Он считает, что наиболее эффективной является организация познавательной деятельности, при которой используется содержание учебного материала на основе познавательной потребности, которая определяется уровнем овладения знаниями и профессиональных умений, а также выполнение ряда последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенного познавательного результата [1].

Для формирования готовности к профессиональной деятельности необходимо в процессе обучения создать такие условия общения, которые выступали как механизм социального взаимодействия и способствовали формированию управленческой позиции. Во время учебных занятий приобретение навыков осуществляется за счет использования тренинговых программ. В соответствии с принципом ролевой организации процесса обучения, организованная деятельность происходит в форме ролевого общения и ролевой игры, а учебные материалы создают коммуникативно-ситуативное, профессионально языковую и мотивационную основу.

Таким образом, реализация личностно-ориентированного, системного и контекстного подходов в учебном процессе обеспечивает:

- во-первых, профессиональную направленность функционирования всей педагогической системы в высшем учебном заведении соответствующего профиля, что гарантирует создание необходимых предпосылок для творческого проявления личности студента и преподавателя в целях, содержании, формах, методах и результатах совместной деятельности;

- во-вторых, профессиональную направленность деятельности студентов, преподавателей, научных и учебных подразделений, оказывается в учебной, научной, методической, воспитательной и морально-психологической деятельности;

- в-третьих, достижение оптимального уровня активизации познавательной деятельности студентов.

Еще одним педагогическим условием формирования готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности является использование форм и методов интерактивного обучения. Для этого мы предлагаем применение аудио- и видеоматериалов, а также компьютерных технологий. Связь изображения и вербального текста дают возможность наблюдать коммуникативное событие во всей ее полноте. Использование видеофильма помогает развитию различных сторон психической деятельности будущих специалистов сферы менеджмента, и прежде всего, памяти и внимания. Во время просмотра фильма в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный студент становится внимательным.

Процесс подготовки будущих специалистов не может быть осуществлен без высокого уровня научного потенциала, учебно-методического и материально-технического обеспечения в вузе. Это одно из основных условий перехода к интенсификации образовательного процесса в вузе. Однако, если применять технические средства обучения или же научный и учебно-методический потенциал, без активизации самостоятельной внеаудиторной работы студентов, то указанное условие не достигнет эффекта.

Наличие высокого уровня научного, учебно-методического и материально-технического обеспечения в вузе предполагает:

- построение педагогического процесса как интегративного явления;

- придание профессионально-педагогической направленности процессу обучения на факультетах;

- обеспечение диагностики образовательного процесса;

- прогнозирование результата педагогического процесса [2, с. 135].

Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов непосредственно связаны с психологическими условиями. В процессе анализа психологической литературы нами обнаружены уровни развития указанных детерминант, определяющих актуальный уровень психологической готовности будущего специалиста. К психологическим факторам, влияющих на формирование профессиональной готовности будущих специалистов, можно отнести: направленность личности, профессиональное самоопределение, мотивы выбора профессии, влияние социума на становление личности.

Для эффективного осуществления трудовой деятельности большое значение имеет состояние психологической готовности специалиста. Долговременная готовность рассматривается как совокупность ранее приобретенных компетенций, умений, навыков, опыта и ведущих мотивов деятельности. Поскольку профессиональная готовность будущих специалистов по своему происхождению носит двойственный характер, определяясь как особенностями самого индивида, так и характером его социальной среды. Все факторы, оказывающие влияние на развитие профессиональной готовности, разделяются на внутренние и внешние факторы. Это также отличает их от психологических механизмов, которые указывают на их внутренний характер.

Таким образом, педагогические и психологические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов - это комплекс условий, компонентов образовательного и воспитательного процесса, совокупность психологических механизмов и факторов, обеспечивающих успешность формирования профессиональной готовности будущих специалистов.

Одним из условий успешного формирования готовности к профессиональной деятельности является использование современных технических средств, прежде всего компьютера. Квалифицированное и рациональное применение персонального компьютера (ПК) и других средств коммуникации дает возможность интенсифицировать учебный процесс и повысить качество усвоения материала. В преподавании дисциплин для будущих управленцев ПК рассматривается как средство обучения, который позволяет организовать управляемую, самостоятельную работу студентов.

На наш взгляд, можно выделить два функциональных уровня разработки компьютерных учебных средств. Это компьютерные электронные учебники и компьютерные обучающие программы, которые направлены на лучшее понимание и усвоение материала, наличие обратной связи между преподавателем и студентом путем личного общения (консультации, собеседования) и способствует интенсификации учебного процесса. Все это создает благоприятные условия для формирования готовности к профессиональной деятельности будущих менеджеров.

Успех формирования исследуемого нами вида готовности определяется тем, насколько усвоение знаний и приобретение практического опыта во время практических и лекционных занятий носит рефлексивный характер. Важно не столько модернизировать устаревшее содержание и методы усвоения учебных дисциплин, сколько обеспечивать студентам возможность развивать рефлексивные способности, от уровня и качества которых во многом зависит устойчивость сформированной готовности будущих студентов к профессиональной деятельности. Учебная деятельность, построенная на принципах рефлексии, в значительной мере отражает специфику будущей профессиональной деятельности и ее возможности в формировании данной готовности. Рефлексия - это не определенная совокупность знаний, ее нельзя передать, ее можно только стимулировать, развивать.

Профессионально-личностное саморазвитие экономиста представляет собой процесс формирования личности и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях. В этом процессе выделяются следующие этапы:

- самоопределение, в результате которого у студентов формируются профессиональные намерения, система знаний и саморазвитии личности и профессиональная направленность;

- самовыражение – ее результатом является актуализация способности будущих экономистов к самостоятельной постановке и профессиональному решению теоретических и прикладных задач, профессиональная компетентность, создание собственных моделей профессиональной деятельности;

- этап устойчивого развития, результатом которого становится актуальная потребность у будущего экономиста в дальнейшем саморазвитии[3].

Таким образом, процесс формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности будет происходить более эффективно, если создать соответствующие управленческие, педагогические, организационно-методические и другие условия.

Такие условия могут включать:

- содействие осознанию студентами роли профессионального образования в будущей деятельности управленца;

- реализацию контекстного подхода к учебному процессу;

- использование форм и методов интерактивного обучения;

- обеспечение рефлексивного анализа будущими менеджерами собственных коммуникативных и когнитивных возможностей.


Список использованной литературы:

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]/ А.А. Вербицкий // М.: Высшая школа, 1991. – 207с.;

2. Коренева Е.Н. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической готовности студентов вузов культуры и искусств к будущей деятельности/Е.Н. Коренева. – Вестник Самарского государственного университета. - № 64.1. – 2008. – С. 132-137.

3. Мингалеева А.В. Педагогические условия формирования готовности к профессионально-личностному саморазвитию у будущих экономистов: Диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08/Мингалеева Анна Владимировна; Ульяновский государственный университет. – Ульяновск, 2011. – 198 с.