Евразийский
научный
журнал

Урок истории как средство воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Раенко Алёна Геннадьевна
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2019»  (июль, 2019)
Количество просмотров статьи: 682
Показать PDF версию Урок истории как средство воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности

Раенко Алена Геннадьевна
Учитель истории и обществознания МБОУ «СШ №28»

В современных реалиях российского общества камнем преткновения стала проблема воспитания. Сам по себе процесс воспитания в последние десятилетия ушел на второй план. Теперь же перед обществом, а в особенности, перед учителями стоит задача воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность.

Для реализации положений ФГОС основного общего образования возникает необходимость в создании благоприятных условий для эффективной системы погружения школьника в социальное и культурное окружение. Социально-культурное окружение, в котором существует современный школьник, является «... своеобразной системой сохранения и передачи ценностей личностного и общественного характера на всех возрастных и социальных уровнях».

Современное образовательное пространство невозможно представить без предмета истории. Урок истории изначально предполагает гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное и эстетическое воспитание. Современному поколению как и любому другому, нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа.

Урок истории имеет огромный потенциал для решения проблем связанных с воспитанием социально ответственной личности. А откуда должна появиться социальная ответственность и как она появляется? Человеческое в человеке определяется тем, насколько он впитал в себя присущее всему человечеству, свойственное и типичное для всех людей, в какой мере идеальное представление об эталонах должного преломляется в его повседневной жизни, в реальных поступках, в какой степени человек олицетворяет собой и своим поведением сложившиеся и одобряемые обществом нормы морали. Именно здесь берут свое начало регулятивные механизмы «культурного», социально-одобряемого поведения человека; от этих представлений образуется весь спектр нравственных проявлений личности. Нравственное и психическое начала взаимопроникают, выступают в тесном единстве, так как носителем одного и другого является сам взрослеющий человек. Они образуют общий механизм ответственного поведения.

По В.Г. Афанасьеву, развитие социальной ответственности личности связано с коллективной формой труда. Связи и отношения создают объективные условия взаимной зависимости людей, в результате чего действия, поступки каждого человека приобретают социально значимый характер. Они вызывают определенные последствия не только для одного человека, но и для других людей. Ответственность вытекает из потребностей подчинения действий отдельных индивидов общим целям. С этой точки зрения ответственность представляет собой важное звено в системе социального регулирования поведения человека в обществе.

На уроке истории учащиеся не просто знакомятся с историческими фактами, они погружаются в ту или иную историческую эпоху, но нельзя давать учащимся судить поступки исторических деятелей, нужно показать как важно поступать по чести и по совести. Именно такую функцию должен нести урок истории. Целью на уроке является доказать учащимся, что от ответственности каждого зависит будущее процветание и развитие государства.

Одним из главных аспектов в воспитании гармоничной личности, является воспитание полиэтнической культуры школьников. Зачастую, история фиксирует только вражду народов, и это последующей истории страны и в памяти поколений отзывается болью. Если такие чувства «лелеять», постоянно вспоминать о них и напоминать о сотворённом зле, оно оформляется, закрепляется и воспроизводится снова во вражде, спорах и неприятии «чужих», «врагов». Такое трактование истории нередко приводит к формированию негативных этнических стереотипов. Перед педагогом стоит задача сформировать полиэтническую культуру у подрастающего поколения. Формирование полиэтнической культуры — это систематизированное накопление позитивных количественных и качественных изменений в содержании данного вида культуры и достижение диалектического единства её составляющих в специально организованном для этого учебно-воспитательном процесс через приобщение школьников к системе межнациональных ценностей.

Уже никто не спорит, что система образования должна воспитывать. Нельзя из учебного процесса вычленить функции воспитания школьников. Наше подрастающее поколение не должно быть отстранено от вечных ценностей.