Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гудакова В.В.
ФГБОУ ВО «НГПУ»
Аннотация: В данной статье рассмотрены проблема нехватки педагогических кадров с сельской местности, и как государство пытается решить этот вопрос.
Ключевые слова: сельская школа, молодой педагог, нехватка педагогических кадров
Одно из основных прав человека — это получение образования. Именно образование является ключевым фактором прогресса. Все мы прекрасно знаем, что хорошее образование — это возможность приобрести необходимые навыки и знания для получения более высокооплачиваемой работы.
В нашей системе образования существуют определенные проблемы. Одна из них — это нехватка педагогических кадров. Ежегодно несколько тысяч молодых специалистов педагогические вузы. Но для большинства знакомство со школой ограничивается лишь студенческой практикой, ведь получив диплом молодые специалисты предпочитают работать в других сферах деятельности.
Нехватку учителей пытаются решить, тем, что начале учебного года нагрузка распределяется среди действующих учителей, привлечения педагогов по совместительству или работников пенсионного возраста. Но все это ведет к торможениям образовательного процесса.
Молодые педагоги сталкиваются со множеством проблем вначале своего пути. От нехватки практических навыков и знаний в предметной области, несформированности навыков коммуникации до неуверенности в себе, неумении самостоятельно предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. С самого первого дня работы на них возложены те же обязанности, что и на более опытных педагогов, а родители ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Многое зависит и от периода адаптации, останется ли молодой учитель в профессии, не разочаруется ли в выбранном пути. Именно в данный период молодые педагоги нуждаются в помощи и наставничестве более опытных педагогов, и конечно же в психолого-педагогическом сопровождении.
Также не каждый студент-выпускник готов работать в сельской местности. Причина довольно просты — отсутствие благоустроенного жилья, и перспектив на будущее, и низкая оплата труда. Не все готовы возложить на свои плечи столько ответственности и обязанностей. А те, кто все же решил связать свою жизнь с учительством, предпочитают жизнь в большом города, где есть множество возможностей для обучения, развития и карьерного роста, проведения досуга.
Школа — это центр села, она объединяет все сельские учреждения и организации, работающие с детьми и молодежью. Сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности присущие сельскому жителю. Развитие сельской школы в целом напрямую зависит от кадров. Перед школой стоит задача — создать условия для доступности непрерывного образования педагогов и перспектив профессионального роста, а также закрепления молодых специалистов на селе и школе.
На сегодняшний день прилагаются значительные усилия для привлечения в сферу образования талантливой и профессиональной молодежи, повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, улучшение качества образования.
Одно из них, это федеральные и региональные программы, суть которого заключается в выплате субсидий молодым кадрам. Педагоги, работающие в сельских школах, имеют льготы на электричество и отопление, а также осуществляется поддержка молодых специалистов «подъёмными» [1].
Программа «Земский учитель функционирует в нашей стране с января 2020 года, и направленна на закрепление педагогов в сельской местности. Государство выплачивает единовременную денежную выплату в размере одного миллиона рублей. «Подъёмные» можно потратить на покупку жилья, материалы для строительства или выплату ипотеки [3]. Но данная программа не всегда решает вопрос с нехваткой педагогов в сельской местности. Во-первых, это большой конкурсный отбор, во-вторых, не все готовы отработать пять лет в сельской местности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что действительно существует проблема нехватки молодых специалистов, как в городских школах, так и в сельских. Чтобы ее решить, необходимо повышать престижность профессии преподавателя, совершенствовать знания и квалификацию учителей, поддерживать талантливых педагогов, повышать их социальный статус, а главное — сделать их жизнь стабильной и достойной. Государство же в свою очередь всячески пытается решить эту проблему и оказать поддержку молодым учителям, чтобы закрепить их на сельской местности.
Список использованной литературы:
1. Богданов, Д. А. К вопросу об актуальности выбора профессии педагога: нехватка молодых специалистов в сельской местности в сфере образования / Д. А. Богданов. —Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С.
2. Кадровое дело — практический журнал о кадровой работе [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.kdelo.ru/art/385113-molodoy-spetsialist-18-m4дата обращения: (23.01.2023).
3. Онлайн — журнал о праве Правовест [Электронный ресурс]: [офиц. cайт] — \ Электрон.дан. — Режим доступа: http://rabotnik-info.ru/sodejstvie-zanyatosti-naseleniya/programma-zemskij-uchitel/ дата обращения: (23.01.2023).
4. Найм Труда — журнал о трудовом праве [Электронный ресурс]: [офиц. cайт] — Электрон. дан. — Режим доступа: https://naimtruda.com/rekrut/kto-schitaetsya-molodym-spetsialistom.html/ дата обращения: (25.01.2023).