Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бахарчиева Аймани Ризавдиновна
студент 4-го курса
Чеченского Государственного Университета.
г. Грозный
E-mail: muulkbacharchieva2910@mail.ru
Психологической основой преступного деяния выступает мотивация — система взаимосвязанных потребностей, целей, побуждений, задач, интересов и т.д. Одни результаты мотивации — побуждения к преступлению — способствуют причинению большего вреда общественным отношениям, чем другие, и это является основанием выделения мотива, как признака состава преступления, с которым связывается наступление, усиление, смягчение уголовной ответственности. Установление причин преступления имеет особое значение для характеристики субъективной стороны преступления, и это является одной из важнейших гарантий справедливости приговора в результате рассмотрения дела. Разновидностью мотива преступления является хулиганский мотив.
Одним из факторов, объясняющих актуальность данной темы, является то, что правоприменительная практика демонстрирует недостаточность подхода к хулиганскому мотиву, как к мотиву грубого нарушения общественного порядка, неуважения к обществу, противопоставления обществу, что выражается в многочисленных ошибках, возникающих при применении норм, содержащих признак этого мотива.
Второй фактор связан с тем, что плюрализм мотивов преступлений требует разработки критериев разграничения хулиганских мотивов от иных мотивов преступления.
И третий, не менее важный фактор заключается в том, что сам факт существования хулиганского мотива нуждается в обосновании. Распространен взгляд, что для выделения хулиганского мотива отсутствует психологическая основа: определение данного мотива как мотива грубого нарушения общественного порядка, явного неуважения к обществу не показывает, в чем особенность данного мотива, его отличие от иных мотивов преступлений, оно приравнивает хулиганский мотив к мотиву хулиганства. В связи с этим выдвигаются предложения заменить категорию «из хулиганских побуждений» категорией «сопряженность с хулиганством».
Выше перечисленные обстоятельства и явились причиной выбора именно этой темы.
В период действия советского уголовного законодательства было предпринято множество попыток отойти от отождествления хулиганства и преступления, совершенного из хулиганских побуждений. И наиболее распространенным является взгляд о том, что хулиганством может быть признано только такое грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. При определении присутствует ли в действиях виновного грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, суд должен учитывать такие обстоятельства совершения преступления, как способ, время, место их совершения, также интенсивность, продолжительность и т.д. А под уголовно-наказуемыми деяниями , совершенными из хулиганских побуждений принято понимать деяния, совершенные без использования какого-либо повода или с использованием повода несоразмерного с наступившими последствиями ( косой взгляд со стороны прохожего; случайный толчок в общественном транспорте; отказ на просьбу дать «закурить» и т.д.).
Хулиганский мотив — это побуждение, лишенное необходимости: связь его, как итога мотивации, с опредмеченной потребностью, чувствами (эмоциями), целью является случайной. Критерии случайности такой связи — это, одновременно, основания отличия хулиганских побуждений от иных мотивов преступлений.
Так как хулиганский мотив далеко не всегда связан с объективными признаками хулиганства, т.е. может выражаться через объективную сторону иных преступлений, он не всегда может быть учтен путем вменения совокупности хулиганства и другого преступления. Распространенность его в целом ряде составов преступлений, наряду с выделением в качестве квалифицирующего признака некоторых преступлений против личности и собственности, позволяет включить его в перечень обстоятельств, отягчающих наказание.