Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Уголовная политика как часть правовой политики государства: теоретические аспекты

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кустова Надежда Константиновна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3382
Показать PDF версию Уголовная политика как часть правовой политики государства: теоретические аспекты
Кустова Надежда Константиновна преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России г. Краснодар E-mail: raf-83@mail.ru   УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЧАСТЬ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ   В публикации рассматривается понятия уголовная политика и уголовно-правовая политика государства. Ключевые слова: уголовное право, уголовная политика, уголовно-правовая политика, борьба с преступностью. Kustov Nadezhda lecturer of the department of special subjects Krasnodar University of the MOI of Russia Krasnodar E-mail: raf-83@mail.ru   CRIMINAL POLICY AS PART OF THE STATE LEGAL POLICY: THEORETICAL ASPECTS.   The article discusses the concept of criminal policy and criminal policy of the state. Keywords: criminal law, criminal policy, criminal policy, the fight against crime.      

Невозможно достичь эффективные и максимальные результаты в борьбе с преступностью без ведения государством особой политики. Такая политика, как указывает Н.Э. Мартыненко в статье «Уголовная политика и уголовный закон :соотношение понятий» - , считается уголовной политикой. [1]

В современном государстве учеными, юристами, а также рядом общественных деятелей и политиками уделяется значительное внимание вопросам уголовной и уголовно-правовой поли­тики.

Впервые определение уголовная политика ввел в обиход известный немецкий криминалист и ученый - Франц фон Лист. «Лучшая уголовная политика– это политика со­циальная» утверждал Ф. Лист. [2, ст.76]

Немецкий профессор придерживался так называемой "социологической" тенденции в области уголовного права, которая имела и своих последователей в лице выдающихся представителей Франции (Garro), Бельгии (А. Prince), Голландии (Гомель), России (Толочко, Таганцев и др.). Использование социологических и антропологических работ по изучению преступности, он сохраняет первостепенное значение уголовного закона как закона науки.

Уголовный кодекс, по мнению большинства ученых, всегда будет существовать, имея в своем составе общую и особенные части, но борьба с преступностью должна быть поставлена ​​в зависимость от каждого отдельного случая, а из гибкого характера наказания будет извлечена наибольшая польза.

Любое нарушение жизненно важных интересов общества, всегда и везде приводило к лишению преступников преимуществ общепринятых благ или причинения ему страдания, и право государства наказывать закрепилось исторически.

Наказание определяется его целью и направлена ​​против конкретного правонарушителя, и его цели будут изменены в соответствии с особенностями дела.

Конечно, тяжесть наказания должна соответствовать не только значению нарушенного интереса, так и с учетом внутренних особенностей правонарушителя, степени его вины, что дает повод называть теорию наказания теорией истинного правового возмездия.

В российском уголовном политики, в последнее время распространены прерогативы государства не считать наказание как наиболее совершенный и единственный способ бороться с преступностью. Большое значение имеют профилактические меры, основанные на изучении всех факторов и причин, влияющих на преступность. В своем обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2015 году Президент отметил, что в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов «по‑прежнему доминирует обвинительный уклон. Вместо того чтобы пресекать отдельные нарушения, закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных граждан».

Содержанию понятия «уголовная политика» посвящено достаточно большое количество ис­следований зарубежных и отечественных ученых и наиболее активно этот вопрос изучался во второй половине XX века. Большинство работ ученых и историков посвящено раскрытию понятия «уголовная политика». В отечественной литературе это в первую очередь работы Г.А. Аванесова, В.Ф. Абрамкина, М.М. Бабаева, Н.А. Беляева, С.Е. Вицина, В.А. Владимирова, А.А. Герцензона, И.М. Гальперина, П.С. Дагеля, А.И. Долговой, Н.И. Загородникова, В.К. Звирбуля, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, В.И. Курляндского, В.В. Лунеева, Ю.И. Ляпунова, Г.М. Миньковского, П.Н. Панченко, Э.Ф. Побегайло, А.Б. Сахарова, Н.А. Стручкова, Б.С. Утевского, М.Д. Шаргородского, А.С. Шляпочникова, А.М. Яковлева и др.

В своих трудах С.В. Бородин, Н.И. Загородников, Н.А. Стручков, П.С. Дагель А.И. Алексеев, В.С. Овчинский и Э.Ф. Побегайло придерживались мнения, что уголовная политика определяет стратегию и тактику этой борьбы, акцентируя внимание на принципах борьбы с преступностью.

К искажению понятия "уголовная политика" приводит то, что авторы 

зачастую вкладывают в него различное содержание.

Так, по утверждению И. Коробеева, А.В. Усса, Ю.В. Голика, «уголовная политика в традиционном ее понимании есть генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений» [3, ст.7]

С. К. Гогель считает, что, оценить меры по борьбе с преступностью уголовная политика может только с точки зрения их соответствия и фокусирования их на борьбу со злом и его причинами, которые прояснят уголовная социология (криминология).

Наиболее полное определение представлено ​​в современной литературе профессором Г.Ю. Лесниковым, посвятившего свои исследования проблемам формирования и реализации уголовной политики, обеспечения общественной безопасности, предупреждение преступности, криминологические последствия принятия государственных решений. Уголовную политику Г.Ю.Лесников определяет, как систему принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях, национальной безопасности. [4, ст. ст.20]

Таким образом, мы можем сказать, что нет консенсуса по вопросу о содержании этого понятия, его смысла и соотношения.

В рамках уголовной политики различают политику уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, политику в сфере про­филактики преступности, политику уголовно-тактическую, уголовно-профи­лактическую, криминалистическую, пенитенциарную, оперативно-розыскную и др.

Понятие уголовная политика еще рассматривается как направление государственной политики в области борьбы с преступностью, которая реализуется средствами и методами только уголовного права. При этом уголовная политика отождествля­ется с политикой уголовно-правовой.

Объективно мнение Г.М. Минь­ковского, считавшего, что как бы не именовались направления деятельности государства и общества, связанные с борьбой с преступностью, – уголовной политикой или политикой борьбы с преступностью, – речь идёт о важней­шей части внутренней политики, обеспечивающей эффективное функциони­рование экономической, идеологической и социальной поли­тики. [5,ст.66]

Многое из международного опыта в течение трех-четырех десятилетий позволяет судить об эффективности различных стратегий борьбы на государственном уровне с преступностью. Преступность стала глобальной проблемой для большинства развитых стран: уровень преступности растет с очень высокой скоростью (даже в сравнительно спокойных северных европейских странах число преступлений возросло более чем в четыре раза в течение последних 30 лет), а также изменился характер преступления (коррупция, организованная преступность, терроризм и вандализм). 

Предупреждение преступности стало очень важным направлением в уголовной политике европейских стран. Создаются соответствующие структуры для того, чтобы реализовать данную ​​стратегию. Довольно подробное описание этой тенденции приводится в книге Д. Грэма и Т. Беннета недавно опубликованной на русском языке. Здесь хотелось бы отметить, что понятие «предупреждение» охватывает широкий спектр технологий, предметов и объектов, чем это обычно считается в нашей стране. Кроме того, предупреждения преступности включает в себя профилактику ситуации преступления (например, стратегии, направленные на предотвращение определенных видов преступлений) и предупреждение преступлений с привлечением общественных организаций. 

В своих посланиях Федеральному Собранию страны Президент Российской Федерации формирует уголовную политику. В нынешнем своем послании Владимир Путин ясно и понятно выразил свое отношение к ряду негативных социальных явлений, в том числе коррупции, назвав ее одной из самых серьезных препятствий на пути развития российского государства и общества. В послании Президента России изложены основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшую перспективу, в том числе и уголовной политики как составной ее части.

Кроме того, следует прийти к выводу и о том, что уголовная политика должна выражаться вовне не только путём непосредственного внесения изме­нений и дополнений в действующее уголовное законодательство, но и за счёт иных мер, в частности мер социальной направленности, которые формально лежат вне уголовно-правового поля.

И конечно, было бы ошибочным полагать, что уголовная политика может быть выражена только через нормы уголовного права. Тем более, что направ­ления этой политики, нормативно закреплённые в Основах государственной политики борьбы с преступностью, которые рано или поздно очевидно будут приняты, к нормам уголовного права, как раз относиться не будут, поскольку единственным источником указанных норм является уголовный закон.

Как справедливо отмечает Г.Ю. Лесников, пра­вопорядок, борьба с преступностью, безопасность личности, в зависимо­сти от их состояния, могут быть вопросами социальными (социальной поли­тики) и могут быть вопросами внутригосударственной политики в целом, но во всех случаях они касаются всего общества и государства и требуют при­нятия спе­циальных мер государственного и общественного характера, ко­торые тради­ционно можно назвать уголовной политикой. [6]

Таким образом, уголовная политика - государственная политика которая направлена ​​на обеспечение верховенства закона, личной безопасности, предупреждения и пресечения преступлений, а также обеспечения национальной безопасности.


Литература

  1. Мартыненко Н.Э. Уголовная политика и уголовный закон: соотношение понятий // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. Сборник материалов третьей международной научно-практической конференции. – М., 2006.

  2. Лист Ф. Учебник уголовного права. Общая часть. Пер. с нем. М., 1903.

  3. Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. Красноярск, 1991.

  4. Лесников Г. Ю. Уголовная политика Российской Федерации (проблемы теории и практики). - М., 2004.

  5. Миньковский Г.М. О понятии уголовной политики и некоторых проблемах её информационного обеспечения // Проблемы социологии уголовного права: Сб. науч. тр. / ВИП МЮ ЛитССР, НИИСЭ. М., 1982.

  6. См.: Лесников Г.Ю. К вопросу о понятии уголовной политики. // Российский следователь.2005. – № 6.