Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Уголовная ответственность за взяточничество

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): ПЛЕСКАЧ АРТЕМ ВЛАДИМИРОВИЧ
Рубрика: Юридические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 4932
Показать PDF версию Уголовная ответственность за взяточничество

Плескач Артём Владимирович
E-mail: artem11092009@gmail.com

Аннотация: В статье рассматривается исторический опыт привлечения к уголовной ответственности в период развития Российского государства. Анализируются изменения в санкции ст. ст. 290,291 УК РФ, внесенные в июле 2016 года.

Ключевые слова: уголовное право, взятка, ответственность, должностное лицо

За весь период развития уголовно-правовой системы, борьба с коррупцией не теряла своей актуальности ни во время правления царей, ни в период становления демократии. Не смотря на регулярное внесение изменений в нормы уголовного кодекса, регламентирующие ответственность за взяточничество, панацеи от данного недуга не выработано. Это доказывает новая редакция Уголовного кодекса Российской Федерации от 03.07.2016, где основные доработки внесены именно в ст. ст. 290, 291 УК РФ, а также введена ст. 291.2 УК РФ, впервые предусматривающая наказание за мелкое взяточничество.

Из доклада Генерального прокурора Российской Федерации, зачитанного на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации следует, что за 2015 год преступлений коррупционной направленности зарегистрировано на 13 % выше показателя прошлого года. При этом имеются факты привлечения к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений и взяточничества глав регионов и муниципальных образований, депутатов различного уровня (всего 958 лиц указанной категории за один год).[1] Указанные факты свидетельствуют о том, что нормы Уголовного кодекса Российской Федерации вовремя претерпели поправки.

Исторический анализ показывает, что борьбу со взяточничеством начали еще во времена существования Руси. Так, первые упоминания о назначении наказания за принятие посула (взятки) находят в Судебнике 1550 года, где запрет на их прием (взятки) предусматривалось наказание в виде торговой казни, т.е. битья кнутом на площади в торговые дни. Количество ударов определялось в каждом случае индивидуально.[2] С 1649 г. лица, уличенные в совершении данного преступления, подвергались не только торговой казни, но и лишалось своей должности. А с 1704 года происходит координальное увеличение санкции за рассматриваемое деяние вплоть до смертной казни. Во время правления Петра 1 получение взятки каралось телесным наказанием с конфискацией имущества или смертной казнью. В дальнейшем санкция, предусмотренная за взяточничество, то сокращалась до отстранения от должности, назначения штрафа (правление Николая 1), то увеличивалась до максимума и грозила уже смертной казнью (становление СССР). [3] Также появляется наказание в виде отдачи в исправительное арестантское отделение с лишением всех особенных прав и преимуществ, либо к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на срок от 5 до 6 лет. Отдельным достаточно суровым наказанием являлось лишение всех прав состояния и ссылке на каторжные работы на срок от 6 до 8 лет.[4]

С 1996 года принятием Уголовного кодекса РФ, в нашей стране продолжается борьба со взяточничеством. Возвращается система штрафования виновных лиц, как альтернатива лишения свободы. Затем поправками законодатель дополняет санкцию ст. 290 УК РФ (получение взятки) таким видом наказания, как принудительные работы. На этом законотворческая деятельность не останавливается и одним из крайних, но не окончательных изменений, является Федеральный закон от 4.05.2011 № 97-ФЗ, где в санкции статей о взяточничестве был включен новый вид основного наказания – штраф, кратный сумме взятки.

03.07.2016 вступил в законную силу Федеральный закон № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», где уточняется диспозиция ч.1 ст.291 УУК РФ, а именно, под уголовную ответственность подпадают случаи передачи взятки по указанию должностного лица, передаваемые физическому или юридическому лицу. При этом уголовное наказание за преступление, предусмотренное ч.1 ст.291 УК РФ изменений не претерпевает. Увеличивается санкция за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.292 УК РФ. Где ужесточена санкция за совершение данного преступления с трех до пяти лет, а также увеличена сумма штрафа. Существенные изменения ч. 3 ст. 290 УК РФ, касаются именно размера наказания, где штраф увеличен до одного миллиона пятисот тысяч рублей. Предусматривается альтернатива замены фиксированного размера штрафа на размер заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет. Остается и вариант назначения наказания в кратном размере - от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Кроме того, предусмотрена возможность лишения свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Аналогичным образом увеличена санкция ч. 4 ст. 291 УК РФ, где штраф теперь до трех миллионов рублей, минимальный размер – один миллион рублей. Также альтернативой остается штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Другим вариантом остается назначение кратного штрафа – от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового. Лишение свободы также увеличено в сроке - от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового. Часть 5 ст. 291 УК РФ в настоящее время влечет наказание за совершение деяния, совершенные в особо крупном размере, что наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет. Также суд может назначить штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового. Лишение свободы за данное деяние предусматривает срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового. [5] Таким образом, также существенно изменена санкция за совершение описанного деяния.

Кроме того, имеются изменения к примечанию рассматриваемой статьи, где лицо освобождается от ответственности за активное способствование раскрытию и расследованию преступления, а также в случае наличия вымогательства со стороны лица, получившего взятку, а также если лицо, добровольно сообщило в правоохранительные органы о факте совершения преступления.

Анализ собранных данных позволяет проследить, что в санкции ст.ст. 290 и 291 УК РФ при назначении наказания в виде лишения свободы, штраф теперь назначается в обязательном порядке, а не по усмотрению суда, как это было в прежних редакциях. Однако, в настоящее время необходимо задуматься о реальности несения подобного наказания. Анализ судебной практики показывает, что лицам, давшим взятку назначается как штраф кратный сумме взятки, так и наказание в виде лишения свободы (зачастую условно). Однако, кратные суммы настолько велики, что представляется невозможность выплаты данных средств, даже при реализации имеющегося имущества. В связи с чем, судебные приставы выходят в суд с ходатайствами о замене штрафа наказанием связанным с лишением свободы (для злостных неплательщиков), либо прекратят исполнительное производство.

Прослеживаемая тенденция на увеличение сроков наказания в виде лишения свободы: по ст. 290 УК РФ до 15 лет (против 12 лет в прежней редакции) и по ст. 291 УК РФ до 12 (против 8 лет в прежней редакции) указывает на альтернативу несения реального наказания.

Таким образом, анализ внесенных изменений в УК РФ показал, что квалифицированные составы преступлений, предусмотренных ст. 290, 291 УК РФ, стали относиться к категории особо тяжких преступлений. Что влечет за собой правовые последствия, как назначение более строгого вида исправительного учреждения, увеличение сроков погашения судимости. Также необходимо отметить, что наряду со штрафом кратным сумме взятки, вновь возвращен стабильный размер штрафа, который также назначается по усмотрению суда.

Помимо внесения ряда изменений в санкции ст. ст. 290, 291 УК РФ, законодатель ввел новую норму Уголовного кодекса Российской Федерации - совершение мелкого взяточничества (ст. 291.2 УК РФ). Диспозиция статьи предусматривает ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. При этом наказание представляется весьма существенным для данного рода преступлений: штраф до двухсот тысяч рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, а также исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. Таким образом, данный состав преступления относится к категории не тяжких преступлений и несет иные правовые последствия, нежели основные составы, содержащие квалифицированные признаки.

Представляется, что данное внесенное изменение весьма своевременно и продиктовано практическим применением ст. 291 УК РФ. Согласно статистическим данным за 2015 год основная масса выявленных преступлений – 75% по ст. 291 УК РФ по сумме взятки не превышает десяти тысяч рублей. Как правило подобное «незаконное вознаграждение» предлагается сотрудникам ДПС, ППС и т.п. Лица, совершающие подобные преступления, зачастую не имеют большого дохода, и желание откупиться «на месте» обусловлено большими суммами штрафов, предусмотренных КоАП РФ, невозможностью их оплаты, страхом быть уволенным с места работы за наличие привлечения к административной ответственности. В связи с этим предполагаем не справедливым несение одинаковой ответственности между лицом, передавшим одну тысячу рублей, и лицом, передавшими взятку в размере одного миллиона и более. Связано это с тем, что наибольшая общественная опасность состоит именно при передаче крупных денежных сумм, поскольку предполагает решение наиболее важных вопросов жизни общества и государства, нежели привлечение к административной ответственности. При этом предварительное следствие в обоих случаях проводилось одинаково, оба преступления считались тяжкими. Отнесение ст. 291.2 УК РФ к категории преступлений небольшой тяжести, устанавливает подсудность мировым судьям, а также несет сокращенные сроки погашения судимости, меньшие штрафы. Таким образом, расследование будет производиться в форме дознания, в связи с чем сокращаются сроки его проведения, уменьшается нагрузка на суды общей юрисдикции.

Не смотря на наличие положительных моментов, существует и негативная сторона криминализации данного вида преступления. Так, с момента нововведения, взяткодатели имеют лазейку - сводя умысел к передаче взятки в мелком размере, будут нести меньшее наказание. Однако, в данном случае на квалификацию большое влияние оказывает правильно организованная работа оперативных и следственных работников.

Таким образом, по замыслу законодателя, новый уголовный закон направлен на существенное ограничение не только личных, но и имущественных прав, как взяткодателей, так и взяткополучателей. Предполагается, что применение новых норм позволит более успешно реализовать меры государственной антикоррупционной политики.

Список используемой литературы:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ от 17.06.1996. № 25. Ст. 2954
  2. Федеральный закон № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»// Российская газета № 7017(149) от 08 июля 2016 года
  3. Волженкин Б.В. Служебные преступления /Б.В. Волженкин. – М.: Норма-Инфа, 2012. – С. 63.
  4. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление: история развития / Л. Гаухман// Законность. – 2013. – № 6. – С.75.
  5. Герцензон А.А., Грингауз Ш.С. и др. История советсткого уголовного права / А.А. Герцензон. – М.: МЮ СССР, 1948. – 176 с.
  6. Мрочек-Дроздовский П. Н. Исследования Судебника 1550 г.: Ученые записки Московского университета /П.Н. Мрочек-Дроздовский // Труды юридического факультета. Вып. I, II.- М.: Изд-во МГУ, 2011.-С. 26.
  7. О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению: доклад Генерального прокурора России на заседании Совета Федерации Российской Федерации. URL: Режим доступа: http://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document/