Евразийский
научный
журнал

Учреждения дополнительного образования: задачи, цели и функции в контексте обучения иностранному языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Савельева Анна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 4018
Показать PDF версию Учреждения дополнительного образования: задачи, цели и функции в контексте обучения иностранному языку

Ракитская Людмила Владимировна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДПО "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Экономика-культура-образование", Москва, Россия




Additional education establishment: objectives, goals and function in the context of foreign language teaching


Аннотация. Разработка дополнительных общеобразовательных программ в настоящее время вызывает много вопросов и является одной из основных проблем. В представленном материале исследованы задачи, цели и функции учреждения дополнительного образования в контексте обучения иностранному языку. Автором поднимается проблема необходимости инновационных изменений в самом учреждении дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, образовательная программа, технология, иностранные языки.

Annotation. The development of additional educational programs currently raises many questions and is one of the main problems. The submission investigated goals, objectives and functions of the institutions of further education in the context of foreign language teaching. The author raises the problem of the need for innovative changes in the establishment of an additional education.

Keywords: additional education, educational software, technology, foreign languages.

В России система дополнительного образования начала формироваться еще в конце двадцатого века. В наши дни дополнительное образование пользуется особенным спросом как среди детей, так и взрослых. Все потому, что нет ничего интересней, чем получение новых знаний.

Дополнительное образование - это учебный процесс, направленный на удовлетворение потребности человека в совершенствовании основных интеллектуальных, профессиональных и специальных умений. Базируется методика на развитии уже имеющихся навыков и обретении новых знаний.

Вопросами развития талантов своих детей и поддержки их способностей родители в России начали активно интересоваться с конца девятнадцатого века. Большое влияние УДОД (учреждения дополнительного образования детей) имели при комсомольских и пионерских общинах, в которых особое внимание уделялось социальному воспитанию подрастающего поколения.

Конечно, их суть немного сменилась и идеологические мотивы, которые так четко просматриваются в схемах воспитания, используемых в двадцатом веке, сейчас уже не особо актуальны, но процесс поиска талантливых детей и активного развития их способностей по-прежнему происходит. Дополнительное образование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая образовательного социокультурного пространства, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и творческого развития детей.

Деятельность учащегося в учреждениях дополнительного образования реализовывается в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам, а также индивидуально. Основное предназначение - создавать условия для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей. 

Специфика дополнительного образования состоит в добровольности и свободе выбора направления деятельности, места освоения образовательных программ, в возможности учета индивидуальных потребностей каждого учащегося, что обусловливает высокий потенциал дополнительного образования в решении задач межкультурного образования и развития детей в современном мире. В отличие от учебного процесса в общеобразовательной школе дополнительное образование является более гибким и вариабельным, потенциально способным к формированию данной компетенции.

Реформирование системы образования, стремление соответствовать единым европейским стандартам, возрастающие требования к уровню подготовки по иностранным языкам, позволяющие учащимся участвовать в межкультурной коммуникации, обусловливают необходимость разработки новых технологий обучения иностранным языкам [1].

Обучение иностранным языкам в контексте межкультурной парадигмы является перспективным направлением, имеющим большой личностно- развивающий потенциал, позволяющий сформировать у учащегося способность и готовность к осуществлению различных видов речемыслительной деятельности с представителями иных лингвосоциумов. Таким образом, одной из главных задач современного образования становится обеспечение условий для успешного формирования межкультурной коммуникативной компетенции у школьников. Именно эта компетенция, продиктованная социальными, экономическими и политическими аспектами развития России, должна стать основной целью обучения иностранным языкам в старшей школе.

Так, например, в современном мире все больше возрастает роль английского языка как средства межкультурного общения. Включение иностранного языка в программу воспитания и обучения у учащегося в учреждениях дополнительного образования позволяет полнее реализовать его воспитательный и развивающий потенциал, оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на английском языке и тем самым способствует формированию гармонично развитой личности, его общих и языковых способностей, более прочному усвоению иностранного языка при его дальнейшем изучении. 

В результате изучение иностранного языка в дополнительном образовании как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников основано на глобализационных тенденциях и требованиях образовательных стандартов, диктующих соответствующие принципы и научно- педагогические подходы. Разработанная на основании их модель формирования межкультурной коммуникативной компетенции позволяет выявить методическую основу, показывающую, что наиболее оптимальным направлением формирования рассматриваемой компетенции является дополнительное образование, предоставляющее совокупность организационно-методических условий, оптимальным образом способствующих развитию структурных и содержательных компонентов межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников.

Обучение иностранным языкам ведётся по разноуровневым программам с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Программа дополнительного образования исполняет функции так называемого социального лифта: благодаря ей человек развивается, обретает новые навыки. Она открывает альтернативные возможности для реализации творческих инициатив [2]. Кроме того, исполняет ещё ряд важных функций. Вне зависимости от того, какое направление было выбрано для учреждения дополнительного образования, основные цели и задачи, которые ставят перед собою его работники, остаются следующие:

- обеспечивает дополнительного совершенствования личности;

- позволяет общаться и обмениваться опытом в определённой специфической сфере деятельности;

- упрощает использование возможностей окружающей социокультурной среды;

- укрепляет мотивацию личности к умственной и творческой деятельности;

- создаёт благоприятные условия для профессиональной ориентации.

Кроме того, среди задач учреждений дополнительного образования – социальная адаптация детей с ограниченными физическими возможностями. В учреждениях дополнительного образования уделяется большое внимание разработке и внедрению новых, инновационных технологий обучения иностранным языкам, внедряются самые последние достижения российской и зарубежной науки, направленные на повышение качества обучения иностранным языкам, развитие личности средствами иностранного языка, формирование нового поколения молодежи, активно владеющей 2-3 иностранными языками.

Обучение иностранному языку в разновозрастных группах позволяет интегрировать и багаж лексики. Молодёжная и «солидная» лексика взрослых сливаются, интегрируется, что позволяет значительно эффективнее производить пополнение словарного запаса.

Особенно это большой плюс при обучении иностранного языка «для жизни» (курсах разговорного иностранного языка). Именно обучение иностранному языку в разновозрастной группе является наиболее естественным и повышает уровень коммуникативного иноязычного общения.

Таким образом, содержание обучения иностранным языкам охватывает:

1) знания о системе изучаемого языка и навыки оперирования языковыми средствами общения;

2) сформированные на основе лингвистических знаний и языковых навыков умения понимать и порождать иноязычные высказывания (различные типы дискурсов), комбинировать их в ходе донного акта общения в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

3) знания социокультурной специфики страны изучаемого языка, а также навыки и умения, позволяющие осуществлять речевое и неречевое общение с носителями этого языка в соответствии с этой спецификой и нормами, регулирующими вербальное взаимодействие в соответствующем лингвоэтнокультурном сообществе;

4) умения пользоваться собственным речевым иноязычным опытом для компенсации пробелов в знании языка, преодолевать дефицит своих знаний в области лингвистического кода, наличие лингвистических и общекультурных иноязычных умений, позволяющих находить пути восполнения пробелов в языковой, речевой и социокультурной компетенциях.

Все вышеперечисленное должно обеспечить учащимся общеобразовательной школы достижение базового уровня владения иностранным языком. Под базовым уровнем (или уровнем государственного стандарта), представляющим собой сумму требований к речевой иноязычной деятельности учащихся, понимается минимально достаточный для осуществления общения уровень владения иностранным языком, достижение которого является обязательным для всех, оканчивающих среднюю школу.

Наиболее эффективными методами, работающими на развитие языковых способностей учащихся разных возрастов, являются беседы, интуитивные формы подачи и закрепления знаний (обучение языку посредством кроссвордов, загадок, скороговорок и даже рекламных слоганов), ролевые игры, аудирование, просмотр и обсуждение видеофильмов.

Таким образом, дополнительное образование является сложным образовательным феноменом, отличающимся различными способами организации и проявляющимся в стремлении реализовать творческие способности учащихся и способствовать их становлению и личностной самоактуализации в рамках единого образовательного пространства социокультурной среды. Целенаправленное развитие коммуникативных способностей, учет организаторских способностей, установление тесных межличностных отношений в группе при обучении иностранному языку, влечет за собой повышение успешности процесса обучения.

Дополнительное образование развивается, а его содержание обновляется. Это необратимый процесс, потому что среди людей растет осознание необходимости получения не только основного образования, но и дополнительного. Получая новые знания и навыки, человек получает и право свободного выбора деятельности, происходит личностное и профессиональное самоопределение.

Взаимодействие основного и дополнительного образования важно не только для эффективного изучения иностранных языков, но и для успешной адаптации учащихся к новым требованиям современного мира.

 

Список литературы

1. Павлова Е.Е. Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей // Молодой ученый. 2013. №7. С. 405-407.

2. Потапова Е.Н. Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование // Молодой ученый. 2014. №17. С. 532-535.