Евразийский
научный
журнал

Учебная литература по истории России в XVIII веке

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Колунтаева Любовь Юрьевна
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский научный журнал №10 2017»  (октябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2425
Показать PDF версию Учебная литература по истории России в XVIII веке

Колунтаева Любовь Юрьевна
Учитель истории и обществознания
ГБОУ «Школа №933»,
Россия, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы обеспечения учебной литературой по истории России в период становления светского школьного исторического образования. Показан вклад в этот процесс ученых-историков XVIII века. Рассмотрена подготовка первого учебника с участием педагогов-практиков.

Воспитание подрастающего поколения — это непременная задача любого общества. Подходы к ее решению могут быть различными и зависят от уровня его развития. Но неизменным всегда оставалось стремление передать новому поколению опыт его предшественников, тем самым предупредить его от возможных ошибок и обеспечить его благополучие в будущем. Изучение истории Отечества в этом случае незаменимо.

Светское образование в России начинает развиваться с XVIII в., с периода правления Петра I. Были созданы учебные заведения, в которых наряду с другими дисциплинами стали изучать всеобщую историю. Российскую историю в учебные планы гимназий включили только в середине века и то по настоянию М.В. Ломоносова. С 1786 г. отечественная история уже фигурирует в народных училищах как самостоятельный предмет.

Не рассматривая вопросы организации исторического образования в целом, хотелось бы выделить те источники, которые использовались как учебные пособия для начального изучения истории России.

Еще в 1674 г. было подготовлено издание, содержавшее сведения по отечественной истории, — «Синопсис или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа и первоначальных князьях богоспасаемого града Киева». Составлен (или отредактирован) он был архиепископом Киево-Печерской Лавры Иннокентием (Гизелем) (ок.1600-1683), поэтому в дальнейшем носил наименование Киевского синопсиса. В XVIII столетии он широко использовался в качестве учебного пособия. Синопсис содержал систематическое изложение исторического процесса первоначально до вступления на престол Алексея Михайловича. Позднее повествование было продлено до правления Федора Алексеевича. Выдержал более 20 переизданий. Последнее из них осуществлено в Киеве в 1861 г. В нем проводилась идея единства православного русского народа. Соответственно Киев в середине XVII в. «по многих переменах своих... аки на первое бытие» возвратился в состав Российского государства, под руку общерусского царя Алексея Михайловича[1].

Основу для изучения русской истории в учебных заведениях составили труды В.Н. Татищева (1686-1750), ученых Петербургской академии наук, в т.ч. Г.Ф. Миллера (1705-1783), А.Л. Шлецера (1735-1809), автора семитомной «Истории Российской от древнейших времен» М.М. Щербатова (1733-1790) и многих других отечественных и зарубежных исследователей. Однако их научные труды не могли быть использованы в школьном образовании в качестве учебных пособий. Требовалось системное изложение всего хода российской истории доступным для понимания детьми языком. Первоначально предпринимались попытки включать материалы о наиболее важных событиях в истории России в переводные учебники всеобщей истории, но это не решило проблемы. Начиная с 70-х гг. XVIII в. появляются книги популярного характера для широкой аудитории интересующихся историей, но и они оказались малопригодными для использования в учебном процессе.

Роль школьного учебника до конца XVIII в. играл написанный М.В. Ломоносовым и посвященный наследнику престола Павлу Петровичу «Краткий летописец с родословием» (1760). Автором была представлена своя периодизация русской истории, которая предполагала ее деление на Великое княжение Киевское и Новгородское, Великое княжение Московское, Всероссийское царство и Всероссийскую империю. Были рассмотрены родословие российских государей и основные события, связанные с их правлением. [2]

В 80-е гг. императрица Екатерина II осуществила реформу системы среднего образования. Была создана сеть главных и малых народных училищ. Учрежденная в 1782 г. Комиссия об учреждении народных училищ занялась подготовкой учебников для новых образовательных учреждений. В 1786 г. издан «Устав народным училищам в Российской империи». Учебными планами предусматривалось изучение истории России в последнем, четвертом, классе главных училищ. [3]

Императрица представила свое видение исторического процесса в работе «Записки касательно Российской истории». Свой труд она считала ответом на множество работ иностранных авторов, которые именуются как «Истории российские», но, по ее мнению, являются сочинениями пристрастными: "...ибо каждый лист свидетельством служит, с какою ненавистью писан, каждое обстоятельство в превратном виде не токмо представлено, но к оным не стыдилися прибавить злобные толки«.[4] Соответственно, они мало пригодны для обучения «юношества». Российская история, рассматриваемая от сотворения мира и до современности, была разделена ею на пять эпох. Изложение было доведено до конца XIII века. Выработанные в ходе написания «Записок» подходы применялись Екатериной II к оценке учебников, которые затем стали разрабатываться для народных училищ.

В деле подготовки такого учебника значительную роль сыграл приглашенный из Австрии сербский учёный и педагог Ф.И. Янкович де Мириево (1741 — 1814). Как член комиссии и директор главного народного училища в Санкт-Петербурге он в 1783 г. составил план «к сочинению российской истории», который Екатериной II был отклонен. Ему было предложено руководствоваться подходами к периодизации истории России изложенными в ее «Записках».

В Комиссию поступали различные варианты учебных пособий, в т.ч. и от зарубежных авторов. Особое место заняли материалы почетного члена Академии наук И.Г. Штриттера (И.М. Стриттера) (1740-1801), в 1800 г. его трехтомная «История Российского государства» получила одобрение Павла I. [5] Но этот труд был мало приспособлен к использованию в учебном процессе в силу пространного изложения и недостаточно системного подхода к построению материала.

Учебник, который получил признание и стал использоваться в народных училищах был составлен все-таки Ф.И. Янковичем, но с использованием материалов Штриттера. Он был издан как «Краткая российская история, изданная в пользу народных училищ Российской империи» в 1799 г. [6] и до 1821 г. еще семь раз переиздавался. Применялся в учебном процессе до 1840-х гг. Главные отличия этого учебного издания: краткость, насыщенность фактами, четкая структура, изложение учебного материала осуществлялось простым языком, доступным для понимания детьми. Основное внимание отводилось истории государства, которое изначально представлялось Янковичу как самодержавная монархия. Сомнительные и дискуссионные вопросы автор постарался обойти, делая упор на позитивные моменты в истории.

Таким образом, в XVIII веке в условиях становления светского образования остро встал вопрос о необходимости изучения отечественной истории как основы воспитания подрастающего поколения. Учебники по истории России, которые могли быть использованы в учебном процессе появились в результате целенаправленной деятельности ученых историков, педагогов-практиков при активном участии государства, заинтересованного в содержании и результатах исторического образования.

Список использованных источников и литературы:

  1. Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674). М.: Издательство «Европа», 2006. С. 214-215.
  2. Ломоносов М.В. Краткий российский летописец с родословием. СПб., 1760.
  3. Устав народным училищам в Российской империи // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. Т.22. № 16421. С.647.
  4. Екатерина II. Записки касательно российской истории. Ч.1. СПб.: Имп. тип., 1801. Предисловие
  5. Стриттер И.М. История российского государства. Ч.1. СПб., 1800.
  6. Краткая российская история, изданная в пользу Народных училищ Российской империи. СПб., 1799.