Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Учебная автономия и способы ее достижения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дегтярёва Ирина Леонидовна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2020»  (ноябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 1189
Показать PDF версию Учебная автономия и способы ее достижения

Дегтярёва Ирина Леонидовна
Преподаватель, ГГУ им. Ф. Скорины,
Беларусь, г. Гомель
E-mail: irina.degtyareva@gmail.com

Учебная автономия подразумевает готовность и способность учащихся управлять своей учебной деятельностью. При изучении иностранного языка это приобретает особенное значение, поскольку позволяет ученику осознанно подходить к обучению и овладению иностранным языком.

Одним из ключевых факторов, влияющих на успешность усвоения иностранного языка, является мотивация, а учебная автономия, в свою очередь, неотъемлемой её частью. Значимость автономии подчеркивается в теории самодетерминации, в соответствии с которой свобода выбора и наличие выбора являются более значимыми мотивирующими факторами, чем контроль при помощи угроз и манипулирования.

Автономия также зависит и от динамики отношений в группе, чем более вовлечены изучающие в процесс, тем более автономными они себя ощущают.

В многочисленных исследованиях, посвященных мотивации, приводят множество факторов, способствующих укреплению учебной автономии учащихся. Приведем некоторые из них:

— вовлечение обучающихся в организацию учебного процесса. Необходимо дать обучающимся почувствовать, что они также несут ответственность за то, что происходит в процессе обучения. Возможность выбрать тему или вид деятельности, вид домашнего задания или материалов для подготовки — всё это будет способствовать повышению ответственности и мотивации у студентов.

— выделение зон ответственности. В учебном процессе можно найти виды работ, которые традиционно выполняет учитель, но некоторые из них можно делегировать студентам.

— поощрение взаимного обучения. Объяснение материала или работу над ошибками можно осуществлять в малых группах, обращаясь за помощью к учителю в случае необходимости.

— выполнение проектных работ. Проект подразумевает полную автономию учащихся от учителя. Обучающиеся сами определяют роли и самоорганизовываются в выполнении заданий, выбирают способ подачи проекта.

Роль учителя претерпевает некоторые изменения, он перестает быть единственным источником знаний, а скорее выполняет функции фасилитатора или посредника, который помогает студентам раскрыть себя. Учитель по-прежнему направляет учебный процесс и принимает значимые решения.

В современном учебном процессе учебная автономия становится неотъемлемой частью, чему значительно способствуют современные технологии: компьютеры, интернет, интерактивные платформы и социальные сети.

Тем не менее следует отметить, что попытки внедрения учебной автономии могут вызывать некоторые трудности:

— принятие решений может оказаться слишком сложным для обучающихся;

— работа в группах и парах может вызывать сложности, если в группе есть сложности с общением или учащиеся никогда не работали в подобном формате;

— программа обучения не предусматривает автономной работы обучающихся;

— учитель может оказаться не готов делегировать часть своих обязанностей на учеников.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебная автономия является важным мотивирующим фактором в изучении иностранного языка. Но учитель определяет возможность и степень автономности учеников в каждом конкретном случае.

Литература:

  1. Principles of language learning and teaching. H. Douglas Brown Pearson Education 5th ed. 2007
  2. Motivational Strategies in the Language Classroom Zoltan Dornyei Cambridge Unibersity Press 2001