Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Туризм в Ингушетии. Состояние и перспективы.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чемурзиева Эльмира Магомедовна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 4019
Показать PDF версию Туризм в Ингушетии. Состояние и перспективы.

Чемурзиева Эльмира Магомедовна
Студентка ИнгГУ, Россия, г. Магас
E-mail: vaynashka.0695@mail.ru
Научный руководитель: Цурова Лиза Ахмедовна
заведующая кафедрой "Финансы и кредит",
к.э.н., доцент. ИнгГУ, Россия, г. Магас

Потенциал Северного Кавказа по разным отраслям, будь то промышленность, туризм или сельское хозяйство, значителен. Это подтверждают показатели роста практически по всем направлениям, которые продемонстрировал регион в 2015. Уникальность и живописное разнообразие природно-климатических условий территории Кавказа создали благоприятные условия, как для постоянного проживания, так и для развития туризма. На территории Республики Ингушетия находится горноклиматический курорт Армхи. Здесь, на высоте 1520 м располагаются трассы курорта(http://ingkurort.ru/tracks/skiing/) с разной степенью сложности протяжённостью 1200 м. В последнее время в республике акцентируется внимание на туризме как один из драйверов роста. Несмотря на наличие значимых конкурентных преимуществ для развития туристической отрасли, Ингушетия характеризуются слабым уровнем развития индустрии туризма. Небольшой вклад туристической отрасли в экономику региона связан  с недостаточным объемом туристического потока и высокой долей частного (теневого) сектора. Наибольшая доля неорганизованного туристического потока и минимальная длительность пребывания туристов, а, следовательно, и низкие расходы туристов характерны для центров горнолыжного, спортивного и экстремального туризма. Доля иностранных туристов во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ниже среднероссийского уровня. Развитие туристического комплекса сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети, негативным имиджем, недостаточным уровнем обеспечения безопасности, наличием ограниченного, регламентированного режима посещения территории для иностранных граждан (приграничная зона). Невысокой остается обеспеченность гостиницами и специальными средствами размещения. Чрезвычайно слабое распространение имеет международная система классификации гостиниц. Отсутствуют современные специализированные объекты индустрии отдыха и развлечений (спортивные клубы, пункты проката транспортных средств и спортивного инвентаря, магазины). В рамках существующего потока инвестиций обеспечить обновление и создание новых объектов туристической инфраструктуры не представляется возможным. Основными факторами, ограничивающими инвестиционный поток, являются высокие региональные риски, связанные с угрозой безопасности, а также проблемы транспортной доступности. Снижает конкурентоспособность туристического предложения и высокая стоимость авиаперелета. В настоящее время имеют место факты строительства коттеджей, бензоколонок и других объектов, несвойственных курортному региону, а также факты непродуманного и несогласованного городского и курортного строительства, приводящего к чрезмерным нагрузкам на коммуникации, нехватке питьевой воды и иным аварийным ситуациям. Исходя из сказанного, мне видится решение проблемы развития туризма с привлечением малого бизнеса  жителей горной части – экологический туризм на базе домохозяйств. Здесь мы находим компромисс между нежеланием в силу нашего менталитета быть обслуживающим персоналом и свойственным нашему этикету домашним гостеприимством. Кроме того обеспечивается занятость жителей горных сел и занимается ниша познавания для туристов аутентичных национальных особенностей, которые в силу глобализации исчезают. При этом, конечно, следует развивать уже начатые стандартные проекты с обновлением основных фондов отрасли, усилением конкуренции и качества предоставляемых услуг. Для привлечения потока туристов, нужно предложить им что-то новое, интересное, конечно нельзя забывать о том, что после таких гостей эти места еле можно узнать. Эту проблему можно решить весьма хорошим способом на примере Коста-Рики. Внедрение «экотуризма», конечно первое и единственное, что обычно приходит в голову непрофессионалу – это туризм, не наносящий вреда природе. Это безусловно верное, но не исчерпывающее определение. Только представьте себе, путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной территории. Но нужно учесть правило: для того, чтобы заслужить право называться экологическим, туризм должен соответствовать весьма жестким требованиям. Тур или маршрут экологичны, если экологичен транспорт, которым пользуются туристы, пища экологически чиста и полезна, в рационе присутствуют местные продукты, квалифицированные гиды ведут туристов в интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты. Грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только там, где это разрешено. Отели, кемпинги или приюты и хижины, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не нарушают нормальное, экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта и не обезображивают его облик. Местные жители вовлекаются в туристский бизнес и получают возможность развивать свои традиционные формы хозяйства. Кроме  того, в эту отрасль можно ввести такое направление как «этнотуризм», который в последнее время популяризируется и набирает обороты, наступая на пятки таким активно развивающимся видам туризма как спортивный, экологический, деловой и лечебно-оздоровительный. Этнотуризм является видом познавательного туризма и преследует цель посещения объекта этнографии для познания быта, традиций и культуры этноса, живущего ныне или проживавшего ранее на определенной территории. Чем интересен этнотуризм? Этнографический туризм основывается на любопытстве туристов к настоящей жизни народов, к знакомству с традициями народа, обрядами, его культурой и творчеством. Наш современный, унифицированный мир характеризуется тем, что человек старается самоидентифицироваться, найти и изучить свои корни, осознать свою особенность, обладание собственной историей и культурными традициями. Ну а познание других этносов и культур позволяет туристу составить четкую и целостную картину нашего разнообразного мира народов, обладающих своей уникальной индивидуальностью. Существует два основных вида, которыми может представляться этнический туризм. Первый - это посещение поселений, существующих на данный момент, которые сохранили свои особенности традиционного быта и культуры. Есть множество туристических маршрутов, проходящих через подобные поселения. Интересно для туриста познакомится с разнообразием этнических групп. Второй вид этнического туризма – это ознакомление с музеями быта. Интерес представляют этномузеи под открытым небом, которые содержат в себе примеры традиционных предметов быта и образцы архитектуры. При этом турист имеет возможность увидеть лично предмет, который принадлежал какой-нибудь культуре, эпохе, узнать о его предназначении и ощутить родственность культуры своего народа с культурой другого. Таким образом, этнотуризм – это не только интересное времяпровождение, он способствует сохранению традиций и культуры народа, расширяет кругозор туристов и вызывает патриотические чувства. Срок окупаемости таких проектов составляет не менее 10 лет. В настоящее время отсутствуют меры государственной поддержки для реализации таких проектов. Целесообразно введение субсидирования части процентной ставки под привлекаемые на реализацию таких проектов кредиты, введение компенсации части затрат на подведение инфраструктуры, налоговые преференции на уровне субъектов федерации по налогу на имущество, на прибыль для новых инвестиционных проектов. Следует рассматривать  развитие туризма не только как инструмент познания и открытия Ингушетии, но и как ключевой проект импортозамещения, экономический двигатель развития региона, инструмент формирования социокультурной среды для самих жителей этой местности.