Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Семина Вера Александровна,
профессор кафедры академического пения
Магнитогорской государственной консерватории (академии)
имени М. И. Глинки,
заслуженная артистка РФ,
член Федерации педагогов вокального искусства РФ,
действующий член Международной ассоциации
преподавателей вокала
E-mail: semina-va@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена проблемам цифровизации образования, в числе которых наиболее остро встает вопрос материально-технического обеспечения необходимым современным оборудованием аудиторий ВУЗов. Особенно, это касается специализированных высших образовательных учреждений, находящихся на периферии. Краткий анализ современного состояния образовательной среды стран-лидеров процесса цифровизации, дан с целью понимания этапности внедрения и его прямой зависимости от уровня технической оснащенности... Кроме того, в статье предложены некоторые педагогические приемы, которые призваны помочь педагогу сориентироваться в практическом применении активных, интерактивных, цифровых форм и методов в образовательном процессе.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательные технологии, материально-техническое оснащение, электронная информацинно-образовательная среда, цифровые платформы и сети, гаджеты, девайсы.
Технический прогресс, все глубже проникающий во все сферы жизнедеятельности современного общества, требует новых форм, новых подходов и в сфере образования. В рамках нацпроекта «Образование», еще в конце 2018 г. (до начала пандемии) стартовал эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, который так и назывался «Современная цифровая образовательная среда» и целью его был отнюдь не переход к дистанционной форме обучения. По замыслу разработчиков, ЦОС в первую очередь включает в себя материально-техническое оснащение учебных заведений, скоростной интернет, образовательные сервисы с контентом, систему цифровых видеотрансляций и дистанционного обучения, электронные базы данных и многое другое... В последние годы образовательные технологии как никогда прежде, пытаются идти в ногу со временем, в том числе и в узкопрофильных, специализированных ВУЗах. Так появились и устойчиво внедрились активные формы обучения, затем интерактивные...Сегодня и они уже не кажутся современному поколению студентов чем-то новым, интересным и увлекательным, в следствии чего процент запоминания и усвоения информации оказывается не так высок, как мог бы быть... Сегодняшних и идущих следом студентов, исследователи и сторонники теории поколений относят к так называемому, поколению Z (зет, центениалы, зумеры). Теорию разработали У. Штраус и Н. Хоув, в основе её лежит анализ современного американского общества. Ученые взяли за основу процесс сменяемости поколений каждые двадцать лет, так поколение 1967 — 1984 г.г. — поколение Х, 1984 — 2000 — поколение Y, 2000 — 2013 — соответственно поколение Z (зумеры). По другим источникам, к поколению Z относятся дети, рожденные с 1995 г. по 2012 г., — в эпоху интернета, технологий, смартфонов, умных мобильных приложений, а иначе говоря «Цифры» во всех ее проявлениях и сферах жизни. Ученый из Австралии М. Мак-Криндл, рожденных после 2010 г. отнес к поколению альфа. Это поколение будет активно использовать достижения новой научно-технической революции, которая проникнет во все сферы жизни общества, а цифровая грамотность достигнет высочайшего уровня. И не удивительно, что модернизация образования идет в данный момент через его цифровизацию. Однако, далеко не все ВУЗы могут похвастать необходимой технической базой, современным оборудованием и соответствующим оснащением для успешного и быстрого внедрения цифрового обучения, которое как показал наш с вами образовательный процесс, имеет не только право на существование и активное использование, но является по сути, безальтернативным в условиях пандемии. В России вопрос цифровизации образовательной сферы, начиная от школьного обучения к высшему, стал подниматься не так давно, буквально несколько лет назад, когда в образовательном процессе стали применяться гаджеты и девайсы на постоянной основе (ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны, а также приложения: тюнеры, метрономы, аудио и видеоредакторы и т.д.). Но подобная ситуация существенно отличается от ряда стран, так, есть государства — лидеры цифровизации образовательной сферы в учебных заведениях: Финляндия, Южная Корея, Сингапур. В этих странах проекты в этой области, воплощавшиеся в жизнь последние двадцать лет, начали внедряться со школьного, а иногда и дошкольного обучения, что создало более комфортные условия для учителей, и, уже в ближайшем будущем привнесло свои достижения в сферу высшего образования.
Финская школа славится не только высокими образовательными результатами для всех, но и определенной спецификой, например, в Финляндии нет аттестации, подобной ЕГЭ — ученики оцениваются разными способами в течение года. Еще одна особенность — междисциплинарный подход, акцентирующий внимание на явлениях реального мира — в наших учебных планах присутствуют предметы «биология», «химия», «история» и т.д., а в программах финских школьников — «Тело человека», «Окружающая среда», «Евросоюз» ... Речь не о том, хорошо это или плохо, скорее о том, что преподавание любого предмета можно сделать более увлекательным, если использовать те возможности, которые доступны сегодня, при условии соответствующей современной технической оснащенности. Программирование как предмет, синтезирующий элементы технологии и математики, начинается с первого класса. Упор делается на практическое применение полученных знаний: в финской школе проводятся хакерские марафоны и выставки устройств, сделанных руками учеников. Соответственно, технологическая грамотность играет не меньшую роль, чем, например, математика для традиционных учебных планов других стран.
Финские вузы давно стали не только внедрять дистанционное обучение в образовательные программы, но и создали AMK (виртуальный университет прикладных наук). Под данной аббревиатурой подразумевается платформа, на которой размещены онлайн-курсы по различным дисциплинам из разных вузов. Все онлайн-курсы получают обязательную экспертную оценку. Получив доступ к платформе CampusOnline, студент имеет чёткую пошаговую схему реализации своей учебной программы (по-фински opetuspolku). Образовательная программа по выбранному направлению подготовки включает базовые, специальные дисциплины, предметы по выбору, прохождение практики и написание дипломной работы. Преподаватель сам отвечает за тематическое наполнение курса, выбранные способы коммуникации со студентами и методику оценки знаний и навыков.
Основными инструментами при работе на цифровых платформах являются программы и приложения: Zoom, SkypeforBusiness, Microsoft Teams, AdobeConnect и WhatsApp. С их помощью проводятся в режиме реального времени лекции, семинарские занятия, консультации, а также заседания кафедры, рабочие встречи по планированию деятельности команд проектов и разного рода совещания. Выбор той или иной программы зависит от цели работы и количества участников. Как правило, модератором встречи выступает организатор мероприятия. При проведении лекций и семинарских занятий чаще всего используют Zoom и AdobeConnect. Для работы в небольших группах выбирают SkypeforBusiness и WhatsApp.
Финские преподаватели в полной мере владеют методиками дистанционной работы и вправе самостоятельно принимать решения по выбору наиболее подходящей программы для того или иного рода деятельности. Свыше 90% дисциплин разработаны в методике смешанного обучения, при котором используются оффлайн и онлайн-обучение (Наталья Багрова, старший преподаватель Университета прикладных наук ЛАБ из Лаппеенранты (LAB University of Applied Sciences), о ведении дистанционного обучения).
Южная Корея стала одним из флагманов мирового образования, а корейские студенты регулярно попадают в тройку лучших по результатам исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
В Южной Корее в 1999 г. была создана организация под названием КЕРИС — Корейская научно-исследовательская и информационная служба в области образования. Благодаря ее работе, разработкам и их внедрениям произошло полное преображение корейской школы, а затем и в целом образовательного процесса на всех его ступенях. Главной миссией корпорации стала поддержка конкурентоспособности корейского образования путем продвижения цифровых решений в школах и университетах. Объединение всего, что связано с новыми технологиями в образовании, в одно «министерство цифровизации», быстро принесло плоды.
КЕРИС занимается всем и сразу: проводит исследования и измерения, создает электронные учебные курсы для образования всех уровней, хранит данные — занимается хостингом национальных образовательных платформ, и т.д. и т.п.
Сама система образования в Южной Корее в 80% университетов построена на системе E-learning (электронное обучение), при котором присутствие преподавателя и студента в одной аудитории не требуется. Такой формат обучения сочетает в себе и дистанционное обучение и очное, и преподаватель перестает быть единственным источником информации, являясь организатором процесса получения знаний и координатором. Также в Южной Корее при онлайн обучении предусмотрен инструкционный контент, находящийся в доступности для студента в любое удобное для него время. Южная Корея является признанным мировым лидером в электронном образовании, а также страной успешно применяющей Smart-систему (открытая система образования, доступ к электронным учебникам, курсам в любом месте и в любое время, использование гаджетов и девайсов в образовательном процессе с целью его упрощения и максимальной эффективности, внедрение мобильных приложений для ускорения получения информации, его обработки и использования, а также для максимального комфорта студентов — пример, мобильное приложение с меню в столовой Пуссанского университета).
На сегодняшний день в Южной Корее существуют и активно продвигаются на государственном уровне 22 «кибер-университета», организовавшие образовательный процесс полностью на электронной системе.
В Сингапуре внедрение «Цифры» в образование шло в соответствии с пятилетними, по другим источникам, шестилетними планами, что напомнило систему советского планирования, однако образовательной системе дало возможность перестроиться постепенно и последовательно. Национальная политика в этой области была сформулирована в 1997 году в «Генеральном плане № 1». Сегодня в стране действует «Генеральный план № 4». Раз в несколько лет власти прописывают обновленные задачи по цифровизации образования.
Первый план назывался «Создание фундамента» и предписывал, например, делать акцент на «творческом использовании информации, а не ее накоплении», и требовал использовать цифровые решения, как минимум, в 30% времени обучения. Генплан № 2 поэтично назывался «Семена инноваций» и предполагал практическую поддержку инновационных занятий, генплан № 3 ввел взаимный коучинг для школьных директоров и систему наставников по цифровизации в каждой школе. Четвертый генплан требует от преподавателей создание условий для опыта цифрового взаимодействия обучаемого и говорит о формировании «цифрового гражданства».
Шаги в направлении цифровизации Министерство образования Сингапура были в формате «мастерпланов». Они задавали конкретные цели и задачи по внедрению технологий в образовательный процесс, а их основными направлениями были увеличение роли руководства образовательных учреждений и самих преподавателей в процессе обучения, более активное использование технологий, разработка нового для XXI века набора компетенций. Постепенно соотношение обучающихся и используемых ими девайсов было доведено до 1:1, т.е. каждый обучающийся имел полный доступ ко всем существующим и принятым в данном Вузе электронным системам и технологиям, а также к самым современным формам и методам в сфере образования. Использование новых технологий стало восприниматься также как возможность всем получать образование независимо от местоположения: фактор, особенно важный в связи с появлением идеи «непрерывного образования».
С 2015 года в сингапурском образовании основной акцент делается на «креативное обучение»: преподаватели выступают дизайнерами образовательной среды, сами выстраивают занятия с использованием новых технологий. Это позволяет сделать процесс обучения более персонифицированным.
Интересным результатом стало изменение инфраструктуры учебной аудитории, образовательной организации в целом. Обучающиеся не сидят в традиционной расстановке (лицом к лектору). Чаще всего это аудитории сотрудничества. Они оснащены столами для групп по пять-шесть человек. Каждое групповое рабочее место дает возможность работы на переносных девайсах, оснащено плазменным экраном, выходом в сеть и фактически равнозначно рабочему месту преподавателя.
С 2017 г. в Сингапуре реализуется start-up по цифровой грамотности среди детей дошкольного возраста (детский сад). «Компания Jules разработала курс цифровой грамотности для детей дошкольного возраста. Он направлен на то, чтобы с самых ранних лет развивать в детях алгоритмическое мышление и высокие вычислительные способности» (цит. Журнал — «Techinasia»). Вычислительное мышление — это метод решения проблем, который похож на то, как программисты решают задачи при написании программ. Он включает в себя дробление большой задачи на мелкие составляющие, распознавание шаблонов и создание пошаговых планов. Метод стимулирует структурированное, аналитическое мышление, сохраняя важность творческого подхода. Обучение производится с помощью планшетов. В обучающем приложении реализованы виртуальные персонажи, которые помогают детям обучаться с помощью видеороликов и игр.
Неудивительно, что разработчики данного стартапа базируются именно в Сингапуре. По данным организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляющей всемирный рейтинг за 2015 г. успеваемости учащихся на основании теста PISA — международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — на первом месте — Сингапур. За 2018 г. I место на основании этого же теста поделили Сингапур и Китай (4 провинции), у РФ — 31 место...
Цифровизация образования в России.
Цифровые технологии способствуют появлению ряда многообещающих проектов и платформенных решений в таких областях как: управление учебным процессом, оценка и сертификация результатов обучения, социальные сети для преподавателей и студентов.
Оказалось, что специализированные цифровые образовательные стартапы способны более эффективно выполнять многие традиционные функции университетов — преподавание, оценку результатов, формирование сообществ и прочее (пример, в РЭУ им Г.В. Плеханова разработана и запущена собственная система проведения вступительных испытаний, олимпиад и промежуточной аттестации с использованием системы прокторинга. Прокторинг — это процедура контроля за ходом онлайн испытания. В английском языке «proctor» — это наблюдатель на экзаменах в вузе.
Обеспечена информационная безопасность существующих систем.
Цифровизация привела к каталогизации всех ресурсов университетов (формирование баз данных), созданию электронного документооборота, «карты знаний» кафедр, мониторинга успеваемости обучающихся и результативности преподавателей кафедр, выстраиванию индивидуальной траектории обучения студентов и их трудоустройства, автоматизации процессов управления знаниями и их трансферту. Университеты для своего продвижения в современном мире всё больше используют различные платформы и социальные сети.
Цифровизация образования:
— требует развития новых компетенций у преподавателей и сотрудников вузов
— формирование цифрового образовательного контента, организация смешанного обучения, навыки цифровой педагогики, предпринимательские компетенции и др.
— приводит к появлению новых профессий в вузах — педагогические дизайнеры и разработчики цифровых образовательных ресурсов, создатели и методисты онлайн-курсов, администраторы МООК (Массовые Открытые Онлайн Курсы), тьюторы (Тью́тор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) — неформальная педагогическая должность), цифровые кураторы и др.
Проблему нехватки компетенций преподавателей в период экстренного перехода в онлайн в период пандемии в определенной степени и в относительно короткий период времени удалось решить, в том числе, с привлечением студентов: «цифровых кибер-волонтеров» (Дальневосточный федеральный университет) или «цифровых волонтеров» (РЭУ им. Г.В. Плеханова, НИУ ВШЭ), «цифровых консультантов» (Финансовый университет).
Современной тенденцией для большинства вузов является развитие функциональной электронной информационно-образовательной среды, организации учебного процесса с масштабным применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Цифровой университет — это больше, чем приспособление цифровых инструментов под нужды традиционного образования. Использование вузами новых технологий позволит сформировать в большей степени индивидуальный подход, поскольку система, которая основывается в том числе на обработке большого количества данных, позволяет учитывать интересы каждого — не только учащегося, но и преподавателя. Одним из пунктов необходимых для успешного и максимально быстрого внедрения цифры в высшее образование РФ, это техническая оснащенность студентов, наличие индивидуальных гаджетов и девайсов, с возможностью установки на них специальных программ, приложений для дистанционного обучения. По результатам опроса студентов вузов России о работе в удаленном режиме в период вынужденного перехода на дистанционное обучение в марте—июне 2020 года только 8,7% опрашиваемых студентов указали на такую проблему, как отсутствие необходимых технических средств, навыков и компетенций в организации своего обучения в дистанте. Это говорит о том, что нынешнее поколение молодых людей уже вполне адаптировано и интегрировано в цифровое образовательное пространство страны сегодня.
Однако, и преподавателям придется не только внедряться в цифровое образование, а адаптировать свои методики обучения, модернизировать педагогические приемы, практики и способы мотивации к получению знаний у студентов. Из всего вышеперечисленного мы уже столкнулись с пересмотром ряда педагогических приемов, частично это возникло в год пандемии, в связи с дистанционным обучением, а на сегодняшний момент и в ближайшем будущем, в связи с поступлением в ВУЗы Z-поколения и цифровизацией образовательного процесса. С учетом всех этих нюансов и составляющих, выдвинулись и уже закрепились относительно новые педагогические приемы на примере стран лидеров в цифровизации.
— прием индивидуального подхода: некоторые страны дают возможность студенту ВУЗа самостоятельно составлять учебный план; переход от больших потоковых лекций, к мелкогрупповым занятиям, где преподаватель больше ориентирован на каждого студента и есть возможность постоянного применения активных и интерактивных форм обучения.
— прием многозадачности: с учетом привычек современного поколения студентов (одно ухо слушает музыку, эл. книгу, второе — воспринимает поступающую информацию с источника, а параллельно идет смс-общение в мессенджерах), стимулирует работу с несколькими источниками, причем желательно разными по типу — печатный учебник, электронный ресурс, видео-презентацию, аудио-учебник и т.д.
— прием «клипового занятия» — с учетом данного явления у современного поколения молодых людей, со свойственной им способностью быстрого погружения в материал и его максимального запоминания, но лишь в течении небольшого промежутка времени... По последним исследованиям это максимум 15 мин (при том, что ранее данный показатель варьировался в пределах
— прием «зеркальности» используется в основном при написании доклада, реферата, разработки чего-либо, и представляет собой перевернутую лекцию и домашнюю подготовку к занятию. Студент дома смотрит видео-лекцию, онлайн-трансляцию преподавателя с материалом на следующее занятие, а на самом занятии уже идет круглый стол с обсуждением и постановкой вопросов, проблем и нахождением их решений, либо написание работы по данной теме. При этом преподаватель выступает куратором процесса.
Список литературы:
1. Блинов В.И., Биленко П. Н., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения [Электронный ресурс] Москва, 2020 — https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/cifrovaya_didactika/pedagogicheskaya_koncepciya_cifrovogo_prof_obr_i_obuch_jan2020.pdf
2. Макарова Т.А. Содержание образования для поколения «Z»: каким ему быть? [Электронный ресурс] — Т.А Макарова, 2015 — Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-obrazovaniya-dlya-pokoleniya-z-kakim-emu-byt/viewer.
3. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С.
4. Петрова Е.В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение. [Электронный ресурс] — Е.В. Петрова, https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-didaktika-proektirovanie-protsessa-obucheniya-i-ego-soprovozhdenie/viewer.
5. Результаты мониторинга информации о тенденциях развития высшего образования в мире и в России. Вып. 1. Основные тренды цифровизации высшего образования [Электронный ресурс] — Москва, 2021Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Научно-исследовательский институт развития образования, https://www.rea.ru/ru/org/managements/Nauchno-issledovatelskijj-institut-razvitija-obrazovanija/Documents/Мониторинг%20Выпуск%201.%20ЦИФРОВИЗАЦИЯ.pdf.