Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Трактат Р. Фахретдина

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Каюмова Рамиля Рафиковна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2022»  (декабрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 274
Показать PDF версию Трактат Р. Фахретдина

Каюмова Рамиля Рафиковна
Студент РИУ, г. Казань

Мало кому известно о том, что еще в начале ХХ века татарский и башкирский писатель-просветитель, ученый-востоковед и религиозный деятель Ризаэтдин Фахретдинов в серии работ библиографического характера «Знаменитые мужи», посвятил трактат правоведу ханбалисткого мазхаба, арабо-мусульманскому теологу Ибн Таймийе, где подробно изложил его биографию, взгляды, дал характеристику тем, кто критиковал и кто поддерживал законоведа, за что сам Фахретдин был обвинен современниками в приверженности идеям салафизма .

Как правило, считается, что религиозный человек не может объективно судить о том, что имеет какое-либо отношение к идеологии, им исповедуемой. Считается, что его точка зрения будет иметь субъективный характер. Стремлением выяснить, является ли работа Ризаетдина Фахретдина «Ибн Таймийя» востоковедческим исследованием или богословским трактатом, обусловлена актуальность темы работы.

Риза Фахретдин, будучи выходцем из семьи деревенского муллы, получив знания сначала у родителей, а затем в старометодном медресе, внес неоценимый вклад в развитие историографии и источниковедения татарского народа.Уникальное стремление к познанию мира, знакомство с известными представителями восточной богословской мысли, в частности с мусульмансим реформатором и идейным просветителем начала XX века Джамал ал-Дином аль-Афгани, обращение к трудам философов, историков и литераторов сформировали Ризаэтдина Фахретдина как выдающегося мыслителя, востоковеда, писателя и богослова.

Формирование Фахретдина и становление его как ученого-историка происходило в конце XIX — начале XX в., в тот период, когда столкнулись старая и новая формы жизни, когда татарское общество находилось на стыке противостояния патриархальных устоев и стремления к обновлению во многих сферах жизни. Веяния времени нашли отражение в убеждениях Ризы Фахретдинова и в его творчестве.

Фахретдин уделял большое внимание женскому вопросу, равенству женщин и мужчин. Будучи сторонником эмансипированной, высокоинтеллектуальной женщины, он представил татарскому народу совершенно иной образ матери, жены и высоко оценил ее роль в обществе, о чем и говорят его первые художественные произведения, посвященные женщинам-мусульманкам.

Следует отметить, что даже в современной отечественной историографии существуют только единицы работ, предполагающих комплексный востоковедческий анализ личности Ибн Таймийи, не говоря о том, что в свое время Фахретдин был единственным автором подобного разностороннего исследования. В имеющихся трудах отечественные ученые рассматривали концепцию арабо-мусульманского философа в связи с деятельностью ханбалитского мазхаба и влиянием взглядов законоведа на идеологию движения ваххабитов.

Работы же зарубежных авторов, занимавшихся исследованием жизни и деятельности Ибн Таймийи, среди которых можно выделить Анри Лауста, Виктора Макари, Камаруддин Хана, содержат богатый материал, основанный на оригинальных источниках, однако они до сих пор не переведены на русский язык.

Непосредственно трактат Ризаэтдина Фахретдина об Ибн Таймийе также нельзя рассматривать обособленно от тех событий, на фоне которых он создавался. Сложнейший период в российской истории требовал от представителей духовенства рациональной оценки ситуации и подготовки народа к надвигающимся изменениям. Царившее в среде татарского народа суфийское мировосприятие могло повлечь за собой непредсказуемые последствия из-за неспособности противостоять жестокому давлению материалистической идеологии. Из трактата в частности можно заключить, что он акцентировал внимание на тех положениях, которые были созвучны проблемам, имеющимся у российских мусульман его времени, тем самым давая возможность мусульманам, своим читателям делать выбор самостоятельно.

Литература

1. Байбулатова Л.Ф.«Асар» Ризы Фахреддина : источниковая основа и значение свода / Л.Ф. Байбулатова — Казань : Татар. кн. изд-во, 2006 .— 173 с.

2. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова /Ф,Н. Баишев — Уфа, 1996.

3. Ибн Таймийя. Аль-Акыда аль-Ваасития/ Пер. с араб. Н.Бусуля/ http://docplayer.ru/30717412-Al-akyda-al-vasityya-ibn-taymiya.html

4. Фахретдин Р. Ибн Араби / Пер. с араб. Адыгамов Р.К./ Казань: "Иман".—2004.-85 с.

5. Мухамметшин Р.М. Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты / Р.М. Мухаметшин. Казань: Магариф, 2000. —160 с.

6. Научное наследие Ризы Фахретдинова и актуальные проблемы востоковедения: Материалы республ. науч. конф. Уфа, 2001.—148 с.

7. Шингареева С.М. Формирование личного архива Ризаитдина Фахретдинова / С.М.Шингареева. // Творчество Ризы Фахретдинова: Сборник статей. Уфа, 1988. — С.94 — 104.