Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Традиционное жилье венесуэлы как отражение культуры наследия предков

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сото Герреро Сусана Марлене
Рубрика: Архитектура
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 3571
Показать PDF версию Традиционное жилье венесуэлы как отражение культуры наследия предков

Сусана Марлене Сото Герреро,
студентка 2-го курса магистратуры РУДН, Россия, г.Москва
smarlene21@yahoo.com
Научный Руководитель:Разин А.Д. 
к.арх., доц. кафедра Архитектуры и градостроительства РУДН,
Россия, г.Москва

Автор: Сото Герреро Сусана Марлене, студентка 2-го курса магистратуры.

Руководитель: Разин А.Д.

Образовательная организация: РУДН «Российский университет дружбы народов», г. Москва – 2016 г.

Традиционная архитектура Венесуэлы сочетает в себе особенности культурной самобытности коренных народов и наследие архитектуры чужеземных культур, начиная с XV века, с прибытием испанцев на американский континент, называемая колониальной архитектурой.

Таким образом, в данном контексте транскультурной константой мы считаем архитектуру коренных народов, которая выдержала на протяжении веков, сохраняя при этом использование методов предков, адаптированных как в типологии, так и в качестве строительных материалов в различных климатических и геологических особенностях каждого региона.

В настоящее время коренное население насчитывает около 534816 жителей, что составляет 2,14% от населения страны.

Архитектура коренных народов Венесуэлы находится в категории Индоиспания, которая начинает развиваться из 1498 н. э., в основном расположена в трех климатических зонах, расположенных в различных регионах страны, равнинах, джунглях и вдоль главных рек страны, а также домов, построенных на воде и в джунглях.

Рис.1.PNG

В районе озера Маракайбо в Санта Роса де Агуа, в лагуне Синамайка в Варао Дельта Амакуро и реки Ориноко, в мирных лагунах и на морских берегах, мы найдем так называемые «Дома на сваях». «Дома на сваях» - первые жилища мезоиндийской эпохи, под которым понимается период, между 5000 и 1000 до н.э., и первые архитекторы этого типа строительства были аборигенами Анью.

Эти жилища сделаны из дерева, опирающиеся на сваи из мангрового дерева и кровли из пальмовых листьев. Основная несущая часть строения это древесина красного мангрового дерева, сваи высотой около 3-4х метров. Эта древесина очень твердая и практически не поддается разрушению, при том, что с ней и тяжело работать, зато она имеет прекрасное свойство не гнить в воде.

Рис.2.PNG

Другой вариант «жилища на сваях» это дома Варао в дельте реки Ориноко, пальмовые дома «Темиче» («Manicaria saccifera») и «Мориче» (Mauritia flexuosa), в зависимости от географического положения и стволов, кровли двух или четырехскатные.

Исследование, проведенное В. Вилбертом в период с 1994 по 1996 год, показывает, что значительный процент (более 70%) населенных пунктов Варао существующих в дельте реки Ориноко, находится в зоне распространения «Темиче», в северо-восточном районе, который обладает мягкой почвой, образуя пояс, где в изобилии растут эти пальмы, является предпочтительной средой обитания для этих групп коренных народов. Напротив, выше дельты, где более твердая почва, нет «Темиче».

Гаспорини и Марголис отмечают, что на сегодняшний день стандартный дом Варао вдоль основных каналов дельты, представляет собой соединение из двух конструкций: мост-переход и кровля, которые существуют как отдельные дорожки вдоль поселка, с одной стороны, а также как место для хранения каноэ и лодки. Даже не смотря на то, что такая архитектурная модель лежит основе многих домов Варао, реализация этой конструкции в разных поселениях представляют собой огромное разнообразие: от юго-восточных дельт  с легкими хижинами, открытыми и для солнца и дождя, без стен, доставшиеся Варао Аравакам от потомков Амакуро, которые состоят из “комнаты” над рекой и, своего рода, туалета позади спальни, до более основательных домов расположенных в верховьях дельты, где более твердая почва, можно увидеть огромное отличие. Гараздо более основательными являются жилища в Осибу Кахуноко и Квамуху, вместо изолированных "лагерей", здесь появляются компактные группы строений, хорошо выполненные с крышами двух и иногда четырех скатными. В действительности, невозможно восстановить происхождение этого типа дома, который сегодня является стандартным жилищем Варао, так как он развивался в течение многих веков сосуществования приморских коренных индейцев за последние три тысячи лет.

Рис.3.PNG

Существуют и другие соседние общины гораздо меньше, чем Варао, эти поселения Моричалеро на Островах Мариуса, которые находятся в джунглях. Дома в этих поселениях сгруппированы в небольшие хижины примерно три на четыре метра и не опираются на сваи, но они подняты на пни уже используемых пальм. Полы домов, также как и танцплощадка покрыты корой пальмы.

В густых джунглях Амазонки мы наоборот, находим другой тип жилья, один из которых называется "Churuatas" имеют круговую структуру, изготовленную из тонких конических пальмовых стволов, идущие непосредственно от уровня земли до самого верха. Основная несущая конструкция состоит из деревянных опор, а покрытие состоит из смеси грязи и пальмового волокна «Мориче» называемые «Бареке».

Это коллективное жилье является типичным этнических групп Панаре и Пиароа, расположенное к югу от Ориноко, оно имеет размеры примерно 20 метров в диаметре и высотой 8 метров.

Рис.4.PNG

Коллективное жилье “Ye'kwana”, является еще более сложным, поскольку состоит из конусного ствола пальмы и деревянных колонн, которые опираются радиально на стены, построенные из глины и пальм, имеет только одну дверь и диаметром в основании 30 метров. В соответствии с требованиями стандарта древней астрологии, которая лежит в основе опирается на двенадцать колонн, как месяцев в году, и на них отражается луч света, что проникает в самую высокую точку конуса крыши, по которой можно делать прогнозы погоды.

Рис.5.PNG

Коллективные жилища "Shabonos" построены этнической группы яномами, расположены на южной границе с Бразилией, в штате Амазонас. Структура этих домов построена из местных материалов, таких как стволы деревьев и пальмы, деревянное строение связано лианой, материалом растительного происхождения или шкур животных с охоты.

Они имеют радиальная форму диаметром приблизительно пятьдесят метров, площадью почти 200 км2, крыша имеет один уклон, и располагается от самой земли и до внутреннего круга полностью вертикальных колонн, поддерживающих скатную крышу. Срок службы этих домов от одного до двух лет, а потом их сжигают, чтобы построить новый на этом же месте. В середине есть центральный открытый внутренний двор, где проходят все общественные мероприятия и развлечения. 

Рис.6.PNG

Другой тип «Yanomami», это отдельно стоящий дом, более проработанный и защищенный от внешней среды, он имеет прямоугольное основание и двускатную крышу из бамбука и покрытую плетением из пальмовых листьев. Дом окружен стенами, покрытыми глиной и растительным волокном, которым плотно обмазывается структура решетки из шестов тростника или бамбука. На вершине между коньком крыши и двумя боковыми стенками, пустое пространство, через которое выходит горячий воздух из внутреннего помещения.

Рис.7.PNG

Жилище “Wahiba”, в равнинах Апуре, где находится эта этническая группа, строят дома из пальм и бамбука прямоугольные в плане с четырех скатными кровлями с большими свесами и воздушным зазором на коньке. Внутри треугольника, который образуется под крышей расположен пол, позволяющий дому иметь два уровня, и  использовать дом в два климатических сезона года, то есть, когда идет сезон дождей равнина затопляется и Варибы живут на втором этаже, когда приходит лето спускаются жить вниз на первый этаж, а в дождливую погоду превращается дом в на сваях.

Рис.8.PNG

Жилища коренных народов Венесуэлы, это не просто место для жизни, и по этой причине можно совершить архитектурный тур по стране, из-за ее богатой культуры. Понимая то, что социальная организация группы как коллектива и как большой семьи имеет решающее значение для распределения пространства, формы и конструктивных решений. Чтобы понять архитектуру местности, организацию пространства, расположение конструкций и форм, а также использование определенных ресурсов, зависит от контекста, в котором она развивается, так как только это объясняет различные аспекты культуры и общества групп коренных народов Венесуэлы.

Библиография:

  1. “Las casas y viviendas indígenas venezolanas”. 21, Octubre, 2012. El ambienteron.

  2. “Arquitectura vernacular en la selva 2”.15, Abril, 2010. Revista digital Apuntes de arquitectura.

  3. Carlos Milla Villena, “Génesis de la cultura Andina”, http://genesisdelaculturaandina.blogspot.ru/2010/07/genesis-de-la-cultura-andina-carlos.html.

  4. “La arquitectura indígena ejemplo del modelo bioclimático,  http://arquitectura-indigena.blogspot.ru/2013/06/1er-congreso-venezolano-de-arquitectura_17.html.

  5. Dieter H.  Alvaro G., “Arquitectura indigena venezolana y heterogeneidad Warao. Una aclaración necesaria”, boletín antropológico, año 31, N° 85, Enero-Junio 2013. Universidad de los Andes, http://www.saber.ula.ve/bitstream/123456789/37273/2/articulo1.pdf.

  6. Suyin Bandres “Arquitectura indígena en Venezuela” http://www.rioverde.com.ve/?l=articulo&id=101&categoria=maravillas

  7. http://www.analitica.com/edicionesmensuales/resumen-historico-de-la-vivienda-venezolana/