Евразийский
научный
журнал

Тотемизм – природа действия

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Воронина Татьяна Евгеньевна
Рубрика: Философские науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 2800
Показать PDF версию Тотемизм – природа действия
Т.Е.Воронина, канд.филос.н. Даггосуниверситет, г.Махачкала, Республика Дагестан

Ан­но­та­ция: в статье рас­смат­ри­ва­ет­ся одна из форм древней религии – тотемизм, имеющая важное значение для религиоведения, фи­ло­соф­ии, со­цио­ло­гии, культурологии.

Клю­че­вые слова: тотем, Человек, Бог, природа, тотемное животное, община.

Что такое тотем? Слово Totem имеет анимистичное происхождение. Жизнь приобретала культурное обличие, и на языке какого-либо племени нужно было обозначать название, герб клана с обликом животного, которого избрал родовой клан. Тотемизм – религия первобытности, социальная магия как внешнего, так и внутреннего характера, повлиявшая на характер многих культовых явлений в религиях. Однако эта теория не решает главного вопроса - о происхождении Человека как субъекта - от тотема как объекта.

В каких формах проявляется тотемизм? Австралийские мури называют тотемное животное «своей плотью», стараясь приблизиться к нему своим внешним видом. В Африке, выясняя, к какому роду принадлежит человек, прежде всего спрашивают, какой танец он танцует. Торжественные пляски часто имеют целью подражание движениям и звукам тотемного животного. Во время религиозных церемоний танцующие надевают на лицо маски с изображениями тотема, шкуры тотемных животных, волосы на голове украшают перьями. Мальчики племени Oмаhа рода бизона завивают на голове два локона наподобие его рогов, а род черепахи оставляет 6 локонов - в уподобление ногам, голове и хвосту этого существа. Племя Botoka (Африка) выбивает верхние передние зубы, чтобы уподобиться тотемному быку. Мирмидоны, древние фессалийцы, считали себя потомками муравьев. В Афинах воздавали культ герою в форме волка, и всякий, убивший волка, обязан был устроить ему похороны. В Риме поклонялись дятлу, который был посвящён Марсу, и не употребляли его в пищу. Римская армия во время боя с противником прибегала к тотемному обличию сигналов: словесным(vocalia), звуковым (semvocalia)-это были рог, горн, труба; и к немым(muta) - орлы, драконы, флажки, конские хвосты и пучки перьев[2,Еl-Star]. Черты тотемистических церемоний, направленных на плодородие земли и людей, заметны и сегодня. В древней Индии черты тотемизма достаточно явственны в культе животных и деревьев и проявляются в запретах на употребление их в пищу (корова и ныне почитается как священное животное).

Советский ученый Г.И.Семенов считает, что тотемизм — это «первая форма осознания единства групп людей», но относит его возникновение к эпохе полуживотного «человеческого стада», предшествовавшей родовой организации. По его мнению, тотемизм поначалу не имел ничего общего с религией и лишь со временем постепенно «одевался в магические обряды и поэтому становился не отделим от религии»[3,c.376,478-479]. Со временем тотемизм привел к расслоению внутри племен, формированию племенной аристократии, раннеклассового общества, что в дальнейшем нашло отражение в религиозных представлениях. Тотемизм стал базой для религии, но формой религии не стал по трем причинам: 1) внутренней; 2) внешней; 3) и по форме действия. По мнению Е.Дюркгейма, тотем - это примитивный клан, «…представленный в чувственном образе растения или животного, служащего тотемом»[1,c.294-295]. Однако, доказано и обратное, что обязательная наследственность тотема по мужской или женской линии устанавливает рождение таких архетипов, которые дают крепость тотемных (родовых) уз.

Из библейской притчи о сотворении мира мы знаем, что Бог создал растения, животных, птиц, чтобы они не имели между собой ничего общего, так как сотворены каждый по своему роду и виду. Лишь Человека Всевышний создал по своему образу и подобию. Религиозное учение, объясняя процесс сотворения мира, разделило его обитателей на жителей земли, воды, воздуха, поставив Человека главенствовать над всем. Все живое на Земле связано узами природного родства и братства, тесным взаимодействием друг с другом. А Человек, осмыслив себя, пришел к выводу, что он обязан соблюдать законы природы, т.к. имеет связь с: 1) родом; 2) природой, которая проявляет и развивает связь членов рода с животными тотемного вида. Этот вывод стал основой научного представления о единстве мира. Наука экология сегодня в свои ряды набирает многих сторонников и единомышленников. Этнолог С.П.Толстов очень точно определил тотемизм как «форму отражения внутренней сплоченности первобытного общества, его единства, его отличий от других таких же сообществ»[4,c.26]. В этом смысле культура и искусство народов Дагестана первобытного периода представляет огромный интерес. Здесь обнаружены десятки местонахождений наскальных и пещерных рисунков, в которых насчитывается около 7 тыс. изображений человеческих фигур, оленей, овец, кабанов, солярных (солнечных) знаков. Первобытные вначале изображали животных, а позже - охотников, всадников, женщин с детьми и т.д. В с.Кара Лакского района некоторые наскальные и пещерные рисунки выполнялись минеральными красками, четко передавшими контуры изображемых фигур. Широкое развитие получило искусство резьбы по дереву (деревянная чаша, найденная близ Чиркея, глиняные сосуды с орнаментом, ларец из Кафыр-Кумуха, многие женские украшения: бронзовые налобные ленты, браслеты, височные подвески, ожерелья, антропоморфные и зооморфные статуэтки, что свидетельствует о таланте древних мастеров. Жилище, обнаруженное около аула Чох Гунибского района, представляет высокий уровень архитектурного решения. Оно было построено около 8тыс. лет назад. Ученые считают, что это самое раннее жилище, построенное на Кавказе Человеком. .

Исповедуя религию, предполагающую веру в Бога, который может изменить, облегчить судьбу, он и теперь продолжает демонстрировать в себе первоначальное. Родство с тотемом не символично: как уже говорилось, все объекты существуют с древности, и поклоняются им люди тоже с древности. Родство божества с Человеком (божество — Отец своих поклонников), просьба, табу, запретные и не запретные животные (в мировых религиях - чистые и нечистые), жертвоприношение животного и обязательное вкушение его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах (будущее животное — божество египетского храма, например), заступничество за оскорбленное тотемное божество, на поклонении которому основан индуизм, – это свидетельства и современной глобальной социальной проблемы. Обратный антропоморфизм - отождествление Человека с божеством тотема (общины), власть религии над людьми, давление на мораль и нравственность общества - все это продолжает побуждать Человека к действию и нравственному выбору по защите прав обездоленных.

Список литературы:

  1. Durk-heim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse: Le système totémique en Australie. P., 1912. P. 294—295).
  2. Еl-Star,19.08.2013. http//elena-elk.narod.ru
  3. Семенов Ю.И.Возникновение человеческого общества.Красноярск,1962.- С.376,478-479.
  4. Толстов С.П.Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен // Проблемы истории докапиталистических обществ. № 9-10. 1935.- С. 26.