Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Алванян Назели Михаковна
E-mail: nalvanyan@mail.ru
В статье предпринимается попытка изучить теоретико-правовые основы военной безопасности в РФ и предложить оптимальные пути повышения ее эффективности.
Ключевые слова: безопасность, военная безопасность, вооруженные силы.
Военная безопасность государства и система ее обеспечения немыслимы без грамотного, осмысленно и планомерного создания нормативной базы, регламентирующей деятельность всех задействованных структур в этой области. На сегодняшний день назрела необходимость в разработке и нормативном закреплении единой системы военной безопасности в нашей стране.
Наиболее принципиальными и ключевыми нормативными правовыми актами в сфере военной безопасности в Российской Федерации сегодня являются, помимо Основного закона, также Федеральный закон от 31.05.1996 №
С.Г. Евтушенко определяет современное состояние правового регулирования обеспечения военной безопасности, как трехуровневую систему взаимоувязанных правовых актов трех уровней: первый — законы Российской Федерации; второй — акты Президента и Правительства; третий — подзаконные акты ведомственного характера [5]. С.Г. Евтушенко совершенно справедливо предлагает разработать и принять основополагающий нормативно-правовой акт в области обеспечения военной безопасности в виде кодифицированного акта. Представляет, на наш взгляд, уместным в этом вопросе сделать заключение, что подобный шаг позволит принять основополагающий документ в сфере военной безопасности, который однозначно необходим на таком важном участке государственной деятельности. Кроме того, с принятием кодекса (он может называться «Военный кодекс» или «Кодекс военной обороны») станет возможным устранение существующих противоречий и разночтений в толковании отдельных норм права, регулирующих сферу военной безопасности.
Данную позицию в целом поддерживают и И.К. Макаренко и В.С. Морозова, по словам которых «необходимо законодательно оформить концепцию развития военной организации государства в целом, устранить дублирование усилий по развитию вооружений и военной техники для различных силовых структур, их инфраструктур и систем управления, систем подготовки и комплектования личного состава, материально-технического и медицинского обеспечения» [6]. Согласимся с тем, что несовершенство в правовом регулировании указанных вопросов может привести к неэффективности в использовании материальных ресурсов, финансовых средств, организационных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности Российской Федерации.
И.К. Макаренко и В.С. Морозова предлагают вместо кодифицированного нормативно-правового акта принять Федеральный закон «О Вооруженных силах Российской Федерации», содержанием которого должны статьи вопросы закрепления возможного распространения понятия «Вооруженные силы» на войска, не входящие в состав сегодняшних вооруженных сил (внутренние войска, пограничные войска, железнодорожные войска, войска гражданской обороны и войска правительственной связи).
Представляется, что в целях создания наиболее эффективной нормативно-правовой основы военной безопасности Российской Федерации целесообразно будет принятие именно кодифицированного нормативного правового акта, поскольку принятие такого, безусловно, важного федерального закона, как закон о вооруженных силах, будет способствовать дальнейшей «загруженности» отечественного законодательства в этой сфере и наслоению нормативных актов друг на друга. К сожалению, наша законотворческая деятельность еще не достигла того уровня, когда принятие очередного закона полностью исключает его дублирование или противоречие с уже действующими нормативными актами в той или иной области.
Таким образом, используя методологический инструментарий, разработанный в юридической науке [1,2,3,4,7,8], мы приходим к выводу о том, что теоретико-правовые основы военной безопасности в Российской Федерации, безусловно, должны укрепляться и дополняться качественными нормативно-правовыми актами с серьезным обоснованием их принятия, чему в немалой степени будет способствовать разработка и принятие единого кодифицированного документа в этой сфере.
Литература