Евразийский
научный
журнал

Теоретико-правовые основы военной безопасности РФ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Алванян Назели Михаковна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 1718
Показать PDF версию Теоретико-правовые основы военной безопасности РФ

Алванян Назели Михаковна
E-mail: nalvanyan@mail.ru

В статье предпринимается попытка изучить теоретико-правовые основы военной безопасности в РФ и предложить оптимальные пути повышения ее эффективности.

Ключевые слова: безопасность, военная безопасность, вооруженные силы.

Военная безопасность государства и система ее обеспечения немыслимы без грамотного, осмысленно и планомерного создания нормативной базы, регламентирующей деятельность всех задействованных структур в этой области. На сегодняшний день назрела необходимость в разработке и нормативном закреплении единой системы военной безопасности в нашей стране.

Наиболее принципиальными и ключевыми нормативными правовыми актами в сфере военной безопасности в Российской Федерации сегодня являются, помимо Основного закона, также Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороне» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности», Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016), Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) и ряд других документов.

С.Г. Евтушенко определяет современное состояние правового регулирования обеспечения военной безопасности, как трехуровневую систему взаимоувязанных правовых актов трех уровней: первый — законы Российской Федерации; второй — акты Президента и Правительства; третий — подзаконные акты ведомственного характера [5]. С.Г. Евтушенко совершенно справедливо предлагает разработать и принять основополагающий нормативно-правовой акт в области обеспечения военной безопасности в виде кодифицированного акта. Представляет, на наш взгляд, уместным в этом вопросе сделать заключение, что подобный шаг позволит принять основополагающий документ в сфере военной безопасности, который однозначно необходим на таком важном участке государственной деятельности. Кроме того, с принятием кодекса (он может называться «Военный кодекс» или «Кодекс военной обороны») станет возможным устранение существующих противоречий и разночтений в толковании отдельных норм права, регулирующих сферу военной безопасности.

Данную позицию в целом поддерживают и И.К. Макаренко и В.С. Морозова, по словам которых «необходимо законодательно оформить концепцию развития военной организации государства в целом, устранить дублирование усилий по развитию вооружений и военной техники для различных силовых структур, их инфраструктур и систем управления, систем подготовки и комплектования личного состава, материально-технического и медицинского обеспечения» [6]. Согласимся с тем, что несовершенство в правовом регулировании указанных вопросов может привести к неэффективности в использовании материальных ресурсов, финансовых средств, организационных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности Российской Федерации.

И.К. Макаренко и В.С. Морозова предлагают вместо кодифицированного нормативно-правового акта принять Федеральный закон «О Вооруженных силах Российской Федерации», содержанием которого должны статьи вопросы закрепления возможного распространения понятия «Вооруженные силы» на войска, не входящие в состав сегодняшних вооруженных сил (внутренние войска, пограничные войска, железнодорожные войска, войска гражданской обороны и войска правительственной связи).

Представляется, что в целях создания наиболее эффективной нормативно-правовой основы военной безопасности Российской Федерации целесообразно будет принятие именно кодифицированного нормативного правового акта, поскольку принятие такого, безусловно, важного федерального закона, как закон о вооруженных силах, будет способствовать дальнейшей «загруженности» отечественного законодательства в этой сфере и наслоению нормативных актов друг на друга. К сожалению, наша законотворческая деятельность еще не достигла того уровня, когда принятие очередного закона полностью исключает его дублирование или противоречие с уже действующими нормативными актами в той или иной области.

Таким образом, используя методологический инструментарий, разработанный в юридической науке [1,2,3,4,7,8], мы приходим к выводу о том, что теоретико-правовые основы военной безопасности в Российской Федерации, безусловно, должны укрепляться и дополняться качественными нормативно-правовыми актами с серьезным обоснованием их принятия, чему в немалой степени будет способствовать разработка и принятие единого кодифицированного документа в этой сфере.

Литература

  1. Апольский Е.А. Гражданское право и процесс в диссертациях университетов Российской империи // Закон и право. 2006. № 4. С. 45-46.
  2. Апольский Е.А. Дореволюционная диссертационная разработка римского частного права // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 12. С. 85-90.
  3. Апольский Е.А. История учений о гражданском праве в диссертационных исследованиях университетов Российской империи: монография. — Ставрополь, 2007.
  4. Апольский Е.А., Плешков Е.В. «Декреты» Бурхарда как символ компиляций канонического права X-XI вв. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 4. С. 51-56.
  5. Евтушенко С.Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2000.
  6. Макаренко И.К., Морозов В.С. Военная безопасность государства: сущность, структура, пути обеспечения на современном этапе. — М: РАГС, 2007.
  7. Плешков Е.В., Апольский Е.А. Особенности становления и раннего развития канонического права (до V века н.э.) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 4 (8). С. 143-146.
  8. Плешков Е.В., Апольский Е.А. Текущие проблемы и перспективы осуществления местного самоуправления на Юге России (на примере Ставропольского края и Ростовской области) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 2 (6). С. 243-246.