Евразийский
научный
журнал

Теоретические основы коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Тошпулатова Раънохон, Холмуродова Дилдора, Юсупова Замирахон, Бозорова Фаридахон
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2018»  (октябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 737
Показать PDF версию Теоретические основы коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Тошпулатова Раънохон
Дошкольное учреждение 25 Денауского района,

Холмуродова Дилдора
Дошкольное учреждение 19 Денауского района,

Юсупова Замирахон
Дошкольное учреждение 19 Денауского района,

Бозорова Фаридахон
Дошкольное учреждение 6 Алтынсайского района

Аннотация: Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций.

Ключевые слова: компетенция, дошкольная образования, аутистичность, зун

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний , умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Формированию ключевых компетенций придается особое значение не только в образовании, но и в странах Европейского сообщества. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе. Как мы понимаем формирование ключевых компетенций у дошкольников?

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens — «способный») — способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В толковых словарях (С. И. Ожегов, Т. Ф. Ефремова и др.) понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией В.И. Бородуллина, А.П. Горкина и др.). Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Р.С. Немов, В.А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.Есть несколько формулировок определения коммуникативных компетенций. Коммуникативная компетенция — это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке коммуникативные компетенции это:

— овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

— способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

— совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на родном и иностранном языке в единой логике.

Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями. Обучение коммуникативной деятельности, как известно, является непосредственной задачей обучения иностранным языкам, и чем раньше начинается этот процесс, тем лучше.Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.В структуре коммуникативной компетентности можно выделить следующие компоненты:

— когнитивный,

— ценностно-смысловой,

— личностный,

— эмоциональный,

— поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

— содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

— все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

— более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.Раскрывая смысл каждого компонента, можно обозначить его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для дошкольника.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Возникает вопрос о значении этих знаний. Ребенок обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.Для возрастного уровня старшего дошкольника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени — о личностных качествах, проявляющихся в общении.

Ценностно-смысловой компонент — ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет дляпросящего. Если, по его мнению, просить — значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что «никто никому ничего не должен», и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Подобные ситуации наблюдаются в начальной школе: ученик плачет и не может попросить у соседа карандаш. В этом случае «работает» личностный смысл, который не позволяет просить.

Начиная с дошкольного периода следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним). Именно это не только облегчает, «разрешает» общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных — нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек также чаще использует манипулятивные способы общения.

Личностный компонент образуют особенности личности, вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность старшего дошкольника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.

Дошкольный период наиболее сензитивен для воспитания личностных черт, в этом возрасте многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. У более старших детей коррекция потребует существенных усилий.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у дошкольника.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология — М, 1980.
  2. Гамгузова Л.Н, Смирнова Е.О. искусство общения с ребенком от года до шести лет. Советы психолога.-М-АРКТИ, 2004.с.96.
  3. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996-№ 1-с.3-8.
  4. Дубинина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // № 10-с.3, 11-с.26.2005.
  5. Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. — Ярославль, 1997.
  6. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать?// Воспитание в детском саду. 2000.-№ 4-с.30-33.