Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО МОЗГОВОГО ШТУРМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лозовская Татьяна Витальевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2022»  (ноябрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 390
Показать PDF версию ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО МОЗГОВОГО ШТУРМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Лозовская Татьяна Витальевна
старший преподаватель
кафедры межкультурных коммуникаций
и международного туризма
ГГУ имени Ф. Скорины
Г. Гомель, Республика Беларусь

На сегодняшний день преподавателями Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины активно применяются различные активные формы обучения. Все большую популярность стал набирать и метод, представляющий собой эффективный способ стимулирования творческой активности студентов и позволяющий найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, — метод мозгового штурма.

Технология учебного мозгового штурма является перспективной формой учебной деятельности, так как может быть применима к любому возрасту обучаемых, на любом предмете и даже на одном из этапов отдельно взятого занятия. Данная методика предполагает решение творческих, эвристических задач, что стимулирует познавательную деятельность и развивает творческое мышление.

Основными правилами учебного мозгового штурма являются:

— свободное высказывание максимального числа идей;

— полный запрет критики;

— одобрение всех оригинальных, неординарных решений;

— обсуждение, классификация и доработка всех предложений.

Существуют определённые рекомендации по проведению учебного мозгового штурма. Основные из них соответствуют следующим этапам проведения.

1. Предварительный этап. Обучаемые разбиваются на несколько групп, обычно численностью 7–9 человек. Проводится своеобразный инструктаж по «штурму» идеи. В каждой группе выбирается командир (лидер, ведущий), который будет следить за выполнением правил штурма, подсказывать направления поиска решений, собирать и фиксировать идеи. Все группы могут работать над решением одной задачи или генерировать идеи по различным вопросам, объединённым одной общей основополагающей проблемой, которая ставится перед аудиторией. Необходимо также определить временные рамки основного этапа.

2. Этап создания банка идей. Главной задачей данного этапа является сбор как можно большего количества возможных решений, ответов, которые не осуждаются и не обсуждаются, а просто регистрируются, например, на доске, большом листе бумаги или записываются по группам. Кульминация обсуждения, это когда идеи начинают бить ключом, что говорит о раскрепощении участников и снятии боязни неправильного ответа.

3. Этап анализа. Набранные понятия можно расположить по группам, положив в основу различные критерии: по степени важности, возможности применимости и реализации, оригинальности, согласия/отвержения большинством участников и т. д.

4. Обработка полученных результатов. После проведённой классификации идей выбираются самые перспективные для решения изначальной задачи [1].

Технология мозгового штурма, как и любая другая инновационная методика, обладает своими «плюсами» и «минусами». Положительные моменты заключаются в следующем:

— все учащиеся участвуют на равных позициях;

— имеется возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;

— создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.

К недостаткам можно отнести то, что:

— при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;

— возможно «зацикливание» на однотипных идеях [2].

Несмотря на все эти трудности, технология мозгового штурма активно применяется преподавателями нашего университета в процессе обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей.

Литература

1 Щеколдина, А.В., Попова, О.Ю. «Мозговой штурм» как один из активных методов обучения профессионально ориентированному иностранному языку [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.volsu.ru/struct/institutes/regionaleconomics/management/employees/publication.php?id=000000045 — Дата доступа: 15.10.2022

2 Мозговой штурм — как метод обучения [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/500-mozgovoy-shturm-kak-metod-obucheniya.html — Дата доступа: 17.10.2022