Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ещенкова Лариса Николаевна
МБОУ гимназия "УВК №1"
г. Воронеж
Одной из приоритетных технологий в современном образовании является технология развивающего обучения. Это учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека. Такой учебный процесс направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы.
Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Причём обучение, воспитание и развитие — взаимосвязанные процессы. Обучение — движущая сила психического развития ребёнка, становления у него новых качеств ума, внимания, памяти и других психических процессов.
Его основой являются усвоение знаний и опыта деятельности. Продвижение в развитии становится условием прочного и глубокого усвоения знаний. Работа в зоне ближайшего развития ребёнка позволяет полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы.
Учебная деятельность школьника происходит в сотрудничестве со взрослыми, когда ребёнок не получает готовых знаний, а напрягает свои ум и волю. Даже при минимальном участии он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем.
Элементы развивающего обучения, применяемые на уроках в начальной школе.
1.Минутка-разминка " Правильно говорите«.
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.
Ребята в течение определенного времени должны составить текст на тему, используя слова из орфоэпического словарика. Например, «Растения» (хвоя, щавель, свекла, земляника). «Работа» (директор, договор, портфель, пиджак).
2. Лексико-фразеологические игры «Угадай-ка». Объяснить, что значит: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «без царя в голове».
3. «Составь пословицу».
Составь пословицы, обе части которых соединены неверно.
1.Землю красит солнце, | 1. а лень портит. |
2.Делу — время, | 2. а человека — по делам. |
3.Дерево ценят по плодам, | 3. а потехе час. |
4.Труд кормит, | 4. а человека — труд. |
Ответ: 1+4; 2+3; 3+2; 4+1.
4. «Мягкая посадка».
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Части речи». Учитель бросает ученику мяч и называет какое-либо слово. Ученик ловит мяч, называет какая это часть речи и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение. Эту игру можно применить и на уроке математики для отработки таблицы умножения, и на уроке окружающего мира при изучении темы «Живая природа» и «Неживая природа».
5. «Третий лишний».
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д. Например:
— горячий, могучий, плач (лишнее — плач, так как существительное);
— январь, февраль, суббота (лишнее — суббота).
6. Кроссворды, чайнворды, ребусы.
Этот вид заданий очень часто используется на разных уроках. Они помогают оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках. Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой или изученной теме.
Таким образом, технология развивающего обучения в начальной школе способствует формированию у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей, повышению мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям. Эта технология также влияет и на активность учащихся во внеурочной деятельности. Ведет к росту количества учащихся, которые принимают участие в конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места. Качественный показатель их интеллектуального и речевого развития постоянно растет.
Литература:
1.Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? — Томск: Пеленг, 1993.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.