Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Поцепня Кирилл Николаевич
Жуков Кирилл Юрьевич,
Левченко Анастасия Андреевна
Для сравнения взяты два типа полимерных плит и железобетонные плиты ПДН.
Конструкция дорог с покрытием из полимерных плит применяется в основном для обеспечения возможности проезда на объекты в условиях бездорожья, в том числе на болотах 1 и 2 типов, как с подготовкой основания, так и без нее; эксплуатации в качестве покрытия на временных дорогах и проездах, пешеходных дорожках и площадках; устройства технологических проездов и площадок при строительно-монтажных работах на трубопроводах; строительства переездов через различные коммуникации; обустройства временных покрытий вертолетных площадок.
Для выявления преимуществ использования в качестве дорожного покрытия полиэтиленовых плит перед покрытием из плит ПДН выполнена сравнительная таблица по основным показателям.
Таблица 1 — Сравнение технико-эксплуатационных характеристик. | |||
Наименование показателя | Пустотная полимерная плита | Сплошная полимерная плита | Железобетонные плиты ПДН |
Габариты, мм | 4000×2000×100 | 6000×2000×40 | 6000×2000×140 |
Масса, кг | 400 | 400 | 4200 |
Вместимость в автомобиль грузоподъемностью 25 тонн, шт. (м2) | 62 плит (общая площадь 496 м2) | 62 плит (общая площадь 744 м2) | 5 плит (общая площадь 60 м2) |
Применяемость, кол-во раз | не менее 20 | не менее 20 | не более 4 |
Номинал грузоподъемного устройства (исходя из массы элемента системы), тонн |
• 0,5 тонн для одной плиты
• 2,0 тонны для |
• 0,5 тонн для одной плиты
• 2,0 тонны для |
• 5 тонн для одной плиты, не менее |
Подготовка основания под монтаж системы | Без подготовки основания. | Приведение дорожного основания к однородному состоянию. | Выравнивание поверхности, подготовка грунтового основания и водоотвод; Отсыпка, разравнивание, планировка и уплотнение грунта подстилающего слоя 30 см (песок, ПГС). |
Необходимое оборудование для подготовки основания и монтажа |
В некоторых случаях бульдозер и любая грузоподъемная техника |
В некоторых случаях бульдозер и любая грузоподъемная техника |
Бульдозер, самосвал, кран грузоподъемностью не менее 5 тонн |
Время развертывания 1 км, дни |
|
|
16 и более дней |
Как видно из таблицы 1, покрытие из полимерных плит имеет преимущество в скорости монтажа более чем в 5 раз, в давлении на грунт и массе покрытия более чем в 10 раз. Высокая скорость возведения данного вида временной дороги достигается совокупностью факторов собственного веса и простоты скрепления конструкций. Для монтажа требуется подъемный механизм грузоподъемностью одна тонна и два монтажника для строповки полимерных плит и скрепления их в единое полотно. Таким образом, монтаж временных дорог с применением полимерных плит может сводится к двум последовательным работам:
— укладка полимерных плит на поверхность;
— закрепление плит в единое дорожное полотно.
Также преимуществами плит изготовленных из полиэтилена являются морозо- и жаростойкость покрытия, что обеспечивает возможность применения в любых климатических условиях.
Для технико-экономического обоснования преимуществ применения полимерных плит вместо плит ПДН выполнены следующие локальные сметные расчеты для Ямало-Ненецкого автономного округа:
— Локальный сметный расчет на строительство 800 м дороги (площадь покрытия 3200 м.кв.) с покрытием плит ПДН шириной 4 м.
— Локальный сметный расчет на демонтажные работы с покрытием плит ПДН.
Стоимость монтажных и демонтажных работ для полиэтиленовых плит посчитана ориентировочно, исходя из опыта (работа грузоподъемной техники, бульдозера, монтажников), при этом для дорожного покрытия с применением из полимерных плит рассматривался случай с отсутствием выравнивающего песчаного слоя.
В качестве транспортного средства на перевозку груза принят МАЗ с повышенным объемом, грузоподъемностью 25 тонн, вмещаемый объем составляет
Учитывая массу покрытия одной полиэтиленовой плиты обоих типов равную 400 кг и массу плиты ПДН 4200 кг, определим массы перевозимых изделий:
Для покрытия полимерными плитами и ПДН:
F=n*m, где F — масса перевозимого груза; n — количество изделий; m — масса одной плиты, тн;
Fмдп1=400*0,4=160 тн
Fмдп2=267*0,4=107 тн
FПДН=267*4,2=1122 тн
Таблица 2 — Расходы на строительство дорожных покрытий |
|||
Наименование расходов | Пустотная полимерная плита | Сплошная полимерная плита | Железобетонные плиты ПДН |
Материалы | 400 шт. | 267 шт. | 267 шт. |
Монтаж всего объема | 160 тыс. руб. | 134 тыс. руб. | 1 893,604 тыс. руб. (сметная) вкл. подготовка из песка 30 см |
Демонтаж | 160 тыс. руб. | 134 тыс. руб. | 589,097 тыс. руб. (сметная) рекультивация не вкл. |
Транспортные расходы на 200 км, погрузка-разгрузка (сметные)* | 168,635 тыс. руб. | 112,777 тыс. руб. | 1 173,415 тыс. руб. |
Определим общую стоимость строительства дорог с применением полимерных плит и ПДН по формуле:
Q = n * qмат + qмонтаж + qтр;
где n — количество материала; qмат — стоимость единицы материала, тыс. руб; qмонтаж — затраты на строительные работы, тыс. руб; qтр — транспортные расходы, тыс. руб.;
Fмдп1 = 400 * 200 + 160 + 168,635 = 80 328,64 тыс. руб.
Fмдп2 = 267 * 200 + 134 + 112,777 = 53 646,78 тыс. руб.
FПДН = 267 * 37,683 + 1893,604 + 1173,415 = 13 128,38 тыс. руб.
Для определения точки окупаемости составлен график стоимости демонтажных /монтажных работ при применении покрытий из полимерных плит и ПДН, представленный на рис.1. При составлении графиков учитывается повторное использование ранее закупленных полимерных плит, после окончания срока службы возможен выкуп полимерных полимерных для последующей переработки.
В суммарную стоимость за 20 перемещений объекта учтено обновление всего объема плит ПДН — 6 раз. Затраты на утилизацию ПДН в ТЭО не учтены. Рекультивационные работы после демонтажа ПДН посчитаны в отдельном сметном расчете (521,880×20=10 437,6 тыс. руб.) и не включены ТЭО, поскольку могут не выполнятся.