Евразийский
научный
журнал

Театральное искусство 20-х веков

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Тураева Матлуба Холикуловна
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2017»  (май, 2017)
Количество просмотров статьи: 3623
Показать PDF версию Театральное искусство 20-х веков

Тураева Матлуба Холикуловна
к.и.н., доцент
Каршинского государственного университета
(Узбекистан)

Театр в Узбекистане — искусство одновременно и молодое, и древнее. Его молодость в том, что первые театральные здания стали строиться здесь в конце 19 века, первые профессиональные труппы, работающие по принципу репертуарного театра, возникли в начале 20 века, система театрального образования, сеть профессиональных театров были созданы в середине 20 века. Древность узбекского театра связана с деятельностью бродячих актеров — комедиантов. Импровизируя по ходу выступления свои сценарии, используя разнообразные приемы зрелищных представлений — песню и танец, дрессуру и жонглерство, эпическое повествование и пародию — узбекские актеры путешествовали по территории Маверанахра без паспортов и виз. Их гражданство — актер. Их Родина — театр. Кто-то им аплодировал, с радостью платил им за радость, кто-то преследовал, проклинал, казнил.

На территории современного Узбекистана их называли маскарабозами и кизикчи. Родственники русских скоморохов, европейских жонглеров, вагантов и труверов, узбекские маскарабозы получали и передавали свое мастерство из поколения в поколение, могли сыграть и в ханском дворе (считается, что некоторые эмиры были большими любителями театральных забав) могли сыграть на сельской свадьбе, могли, сидя в чайхане, затеять смешную увлекательную игру словами, соревнуясь в рассказах смешных историй. По-восточному выражаясь — это аския. Двойственность, одновременность крайностей составляют сущность театрального искусства.

Актер делает из себя не себя, зритель на это смотрит. В какой-то момент времени зритель, находясь в реальном зрительном зале, в то же время магией актерской игры переносится в иной, сочиненный и разыгранный мир.

Многие мифы древности в греческой, в индийской и других культурах дошли до нас через пьесы Эсхилла и Бхаса, в то же время история театра во многом миф. Атрибуты этой истории передаются в пересказе. Достоверно известны наскальные рисунки, древние рукописи, памятники скульптуры и архитектуры. Но памятники древнего театра сохраняются в мифологизированном описании. Такова природа театра. Здесь и сейчас, только для вас и на ваших глазах творится актерское исполнение. В мифах узбекской театральной истории хранятся свидетельства об искусстве Закира Ишана, Бедашима, Саади Максума.

В Ташкенте есть музей Тамары Ханум. Мухитдин Кари-Якубов -современник Тамары Ханум, один из создателей профессионального театра в Узбекистане, оперный певец, преподаватель, много сделал для пропаганды театрального искусства Узбекистана в разных странах мира.

20 век разительно изменил весь уклад среднеазиатской жизни. Именно в 20 веке на территории современного Узбекистана начинается планомерное и масштабное театральное строительство в прямом и переносном значении этих слов. Вся более ранняя драматургия, которой пользовались (бродячие маскарабозы или мастера традиционного кукольного театра чодирхаёл дошли до нас либо в пересказах, либо в записанных позже отрывках.

По джадидскому движению — Бехбуди, Уйгур, Фитрат. Чулпан. Это первые узбекские профессиональные драматурги. Почти все оказались в числе врагов народа, как националисты и пособники буржуазии, они были репрессированы и погибли.

Шестьдесят лет их имена были вычеркнуты из истории или упоминались с ругательными эпитетами. Но сегодня, когда они признаны гордостью национальной культуры и достоянием народа, их жизни, их творчество изучены недостаточно. Их пьесы ставятся реже, чем переведенная драма. В Узбекистане функционирует система профессионального театрального образования.

Экономическая ситуация не позволяет театрам, основная масса которых находится на государственном бюджете, чаще и больше приглашать к себе зарубежных специалистов. Театральная продукция вынужденно «варится» в собственном соку. Но если бы не было созданной в свое время системы театрального образования, театры просто не смогли бы выжить. Во всех крупных городах Узбекистана есть театры. В Самарканде, в Нукусе, в Карши, по три в Коканде, Ургенче, Андижане — по два, в остальных областных центрах — по одному театру. Все нестоличные театры, кроме театра в Карши под названием «Эскимачит», государственные.

Находятся в государственной собственности, живут на деньги государственного бюджета. С точки зрения мировой театральной практики государственное содержание дает театру безбедную, благополучную жизнь. Но современная экономическая ситуация в Узбекистане такова, что государственные субсидии очень невелики.

Ташкент — столица Узбекистана, в том числе — столица театральная. В городе одиннадцать театров со своим постоянным и обновляющимся репертуаром, со своими постоянными труппами, со своими зданиями. Самый крупный по масштабам труппы, по размерам здания — театр оперы и балета имени Алишера Навои. Здание этого театра было построено в центре Ташкента в 1948 году. В репертуаре театра классические и современные оперные и балетные спектакли. На узбекском языке играют спектакли в музыкально — драматическом театре имени Мукими, в узбекском театре Юного зрителя, в театре драмы имени Аброра Хидоятова в театре сатиры, в театре имени Хамзы, который теперь называется Академический Драматический. На русском языке спектакли идут в русском театре драмы, в молодежном театре, в театре оперетты .

Литература:

  1. Каримов И.А. Истиклол ва маънавият.Т. Узбекистан. 1994 й. 176 б
  2. Б.Сайфуллаев Томоша санъати тарихи ва назарияси .Т.: 2014 240 б.