Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Звягинцева Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга
Современная педагогика и психология актуализируют действенные способы коррекции и все активнее ориентируются на использовании разнообразных видов творчества и искусства в процессе воспитания и обучения учащихся с ОВЗ.
Так, танцевальная деятельность может стать одним из таких средств формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ. Исполнение танцев положительно влияет на эмоциональный мир ребенка, развивает его слух, чувство ритма, образное мышление, тренирует память, укрепляет здоровье и способствует развитию творческих способностей, т.е. является средством преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья. Тематика использования хореографии в системе воспитания и образования в качестве развития и гармонизации личности широко освещена в фундаментальных трудах отечественных исследователей
В результате развития и дифференциации хореографии определился ряд разновидностей танцевального искусства: классический танец, народный танец, характерный, бальный танец, историко-бытовой, современный. В широком понимании танец — это вид творческой деятельности человека, предназначенный для игрового воздействия на самого исполнителя или для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека. Структура танца отражает пространственно-временную и социальную организацию: поза, ритм, па, жест и его имитация.
Выявим основные функции танцевальной деятельности.
Эстетическая функция позволяет формировать художественный вкус, пробуждать творческий дух, творческое начало личности, расширить кругозор ребенка, приобщить к культурному наследию, выразить посредством танца отношение к нему, развить музыкальный слух.
Развлекательная функция связана с созданием благоприятной атмосферы душевной радости, позволяет стимулировать положительные эмоции и отвлекать от негативных переживаний, испытывать удовольствие.
Коммуникативная функция позволяет установить связь между педагогом и ребенком, между детьми; развивает умения и навыки социального взаимодействия.
Социокультурная функция способствует формированию ребенка как личности, осуществляет приобщение ребенка к национальной и мировой культуре.
Коррекционно-развивающая функция обеспечивает соотношение характеристик танцевальной деятельности с условно-нормативными данными (по возрасту); способствует развитию интеллектуальных, художественных и социальных задатков ребенка, исправлению отклонений и устранению трудностей, возникающих в процессе развития личности.
Психотерапевтическая функция танца используется для восстановления сил ребенка, улучшения его психологического здоровья, коррекции нравственных взаимоотношений для одобрения и ободрения.
Воспитательная функция способствует формированию определенных качеств, свойств и отношений личности.
Обучающая функция способствует освоению системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности; ведет к познанию мира.
Танец и музыка тесно взаимосвязаны друг с другом: содержание и форма музыки должны отвечать содержанию и форме танца. Движения под музыку включает две группы навыков:
1. музыкально-ритмические — умение передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения;
2. навыки выразительных танцевальных движений, которые дети осваивают посредством игр, плясок и психогимнастических упражнений.
Определение сущности выразительности движения представлено в музыкальной, танцевальной и театральной педагогике, в художественной гимнастике, психологии, физиологии.
Сейчас в работе с детьми с ОВЗ активно применяется коррекционная ритмика как одно из ведущих средств коррекционной педагогики, задачи которой заключаются в:
— формировании рефлексивного понимания собственных кинестетических ощущений, поскольку у многих оно или не сформировано, или утрачено;
— обучении детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активностью (управление тонусом и темпом движений);
— коррекции всех видов координаций на уровне построения движений: статической, динамической, зрительно-моторной, символической;
— формировании навыка выполнения движения в соответствии с невербальным (музыкальным) или вербальным образом;
— вырабатывании навыка выполнения движений в соответствии с ритмом и темпом любого (вербального, невербального) слухового стимулятора;
— научении свободному владению собственным телом на уровне эмоциональной экспрессии и творческого самовыражения.
Для повышения эффективности решения коррекционных задач посредством танцевальной деятельности важно учитывать, что биологические, социальные и педагогические факторы взаимосвязанные и взаимовлияющие друг на друга, могут усугублять негативные тенденции в развитии учащегося или наоборот усилить положительный эффект. Специалисты в области дефектологии (И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Т.С. Овчинниковой, М.П. Вайзман) указывают на то, что у всех категорий детей с ОВЗ есть отставание моторного развития в разной степени выраженности. Они не пластичны, не ритмичны, у них нарушены все виды координаций, снижены все показатели двигательной памяти.
Танцевальные движения базируются на взаимодействии музыки, движений, поэтому восприятие музыки способствует формированию у учащихся ритмических и выразительных движений; двигательное моделирование музыкальных структур служит одним из основных методов развития у детей слухового восприятия музыки. У слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия развивают тактильно-вибрационное, слуховое и зрительное внимание, способствуют развитию координации, организованности группы, выработке ориентировки в пространстве и созданию музыкально-двигательных образов.
Специалисты давно отмечают, что использование широкого спектра танцевальных движений в значительной степени влияет на двигательную активность учащихся с ОВЗ.
Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с нарушением развития имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма, стимулирует активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности, способности лучше усваивать учебный материал и, как следствие, улучшение социальной адаптации.
Таким образом, танцевальная деятельность может выполнять две важные функции: движение как познавательный компонент и движение как реализация возможностей ребенка с ОВЗ функционировать в окружающем мире.
Танец можно рассматривать как средство коммуникации, поскольку посредством танца и движения можно быстрее и эффективнее установить контакт; движения способствуют взаимному диалогу.
Одним из способов альтернативной коммуникации можно назвать язык танцевальных знаков (жесты, мимика) с помощью которых ребенок может, невзирая на тяжелые речевые и двигательные нарушения, выражать свои мысли и желания, демонстрировать свои эмоции, видеть непосредственную реакцию окружающих на выразительные движения и получать от этого удовольствие. Так, танцевальные импровизации предусматривают высокий уровень овладения своим телом. Пантомимика подразумевает повтор, выполнение заданий по наглядному примеру педагога; возможность создавать свои танцевальные этюды как естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений.
Использование ритма является важным компонентом коммуникативных и социальных жизненных компетенций учащихся с ОВЗ, поскольку двигательная деятельность, использующая ритмические телодвижения (например, фольклорные танцы) усиливает ощущение общности, сплоченности у детей в группе. Ритмическое действие помогает продлить вовлеченность в танцевальную деятельность, способствуя согласованному использованию тела. Работа с реквизитом также может стать действенным способом формирования данных жизненных компетенций. Предметы (веер, ленты, обручи и др.) могут способствовать прямому выражению чувств, когда действительные чувства пугают. Например, учащиеся держаться за растягивающуюся полоску ткани, ощущая себя частью одного целого, компенсируя недостаток в социальной связанности; передают тот или иной атрибут под музыку, держаться в хороводе за платочки или ленточки. Работа с реквизитом стимулирует естественную телесную реакцию.
Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что по ходу танца ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими детьми, не приобретая при этом негативного опыта общения. Даже дети, которые никогда не позволяют прикасаться к себе, во время танца держат друг друга за руки. Танцуя, все смотрят друг на друга и выполняют определенные движения. Постепенно дети учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, и тогда танец становится более организованным и ритмичным.
Познавательные компетенции в танцевальной деятельности опираются не на принуждение, а на помощь и всемерное побуждение учащихся к познавательным аспектам: не запоминание, а понимание, не конкуренция, а сотрудничество, сделать учащегося с ОВЗ активным участником учебно-познавательного процесса, способного к самостоятельным умственным действиям осмысленного характера.
В успешной реализации компетенции личностного самосовершенствования танцевальная деятельность позволяет учащемуся с ОВЗ почувствовать себя более ловким, быстрым, что повышает самооценку и мотивацию к дальнейшему участию в групповых занятиях. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Таким образом, танцевальная деятельность в рамках общекультурных компетенций представляется средством получения позитивного опыта, как творческий механизм и ценность в гармоничном развитии и взаимоотношениях учащегося с ОВЗ по отношению к окружающему миру.
Чем раньше ребенок с нарушениями в развитии включится в танцевально-музыкальную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения. Овладевая жизненными компетенциями через танцевальную деятельность, учащийся с ОВЗ увеличивает свои шансы на успешное включение в общество, на адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимально доступную для него самореализацию.
Таким образом, танцевальная деятельность как направление творческого механизма развития жизненных компетенций представляется эффективным средством преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья.