Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
В условиях стремления России к созданию и развитию прогрессивных экономических и социальных форм жизни, адекватных современным рыночным отношениям и соответствующих уровню развития международной практики, возрастает роль и значение системы таможенных органов Российской Федерации.
Хотелось бы отметить, что впервые законодательное понятие таможенных органов России дано в Таможенном кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ), на основании которого (ст. 11) под таможенным органом понимают федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы. Однако фактически в ТК РФ юыл охарактеризован лишь центральный орган системы таможенных органов Российской Федерации - Государственный таможенный комитет Российской Федерации, а понятие «подчиненные ему таможенные органы» законодателем не раскрывалось.
В Таможенном кодексе Таможенного союза (далее – ТК ТС) понятие таможенных органов также детально не раскрывается. В в. 30 ч. 1 ст. ст. 4 ТК ТС указано, что таможенными органами являются таможенные органы государств - членов Таможенного союза. В дальнейшем в ст. 6 ТК ТС осуществляется анализ основных задач таможенных органов, однако определение понятия самих таможенных органов также отсутствует.
В научных трудах и публикациях можно встретить следующие определения таможенных органов.
Так, И.В. Тимошенко определяет их как «органы исполнительной власти, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела» .
Е.В. Трунина характеризует их как «федеральные органы исполнительной власти со статусом правоохранительных, выполняющие задачи и функции государства по осуществлению таможенного дела на территории Российской Федерации и наделенные государственно властными полномочиями для их реализации» .
О. Ю. Бакаева определяет таможенные органы как «федеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией и исполняющий фискальную и правоохранительную функции в области таможенного дела» , то есть ею указывается на синтез административно-правового и финансово-правового статуса таможенных органов России.
Приступая к анализу таможенных органов как органов исполнительной власти, обратимся к общему определению органов исполнительной власти, которое дается Д.Н. Бахрахом. Исполнительный орган государственный власти - «это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентирована правом» . То есть, органы исполнительной власти:
Следует отметить, что эти признаки взаимосвязаны, присущи органам исполнительной власти в совокупности. Рассмотрим проявление обозначенных признаков органов исполнительной власти применительно к деятельности таможенных органов.
Таможенные органы, используя различные формы и методы работы, осуществляют задачи и функции в области таможенного дела: контролируют перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, осуществляют таможенное оформление, взимают таможенные платежи, борются с административными правонарушениями в таможенной сфере и др. Таможенные органы проводят в жизнь предписания таможенного законодательства, организуют его исполнение, обладая всеми необходимыми полномочиями распорядительного характера. Конкретные формы исполнительной и распорядительной деятельности таможенных органов весьма разнообразны, начиная с принятия правовых актов и заканчивая научно-практическими конференциями, рабочими встречами, семинарами должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
Организующий характер деятельности таможенных органов, как органов исполнительной власти, осуществляется в трех направлениях. Первое -практическая реализация и осуществление таможенного дела на территории Российской Федерации. Второе — руководство, координация и контроль вышестоящих таможенных органов деятельностью нижестоящих. Третье — руководство собственным аппаратом, так как каждый таможенный орган имеет свою типовую структуру, и функциональные подразделения необходимо сконцентрировать на выполнении задач и реализацию функций, стоящих перед конкретным таможенным органом.
Деятельность таможенных органов также характеризуется подзаконностью, повседневностью, непосредственностью и оперативностью в решении задач. В процессе осуществления своей деятельности таможенные органы исполняют прямые веления таможенного законодательства. Таким образом, рассмотренные признаки таможенных органов позволяют отнести их к органам исполнительной власти.
Структура и компетенция таможенных органов РФ определена согласно положений Приказа ФТС России от 26.12.2012 N 2656 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы» . В настоящий момент деятельность таможенных органов РФ осуществляется в рамках интеграционного объединения России и Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии - Евразийского Экономического Сообщества (далее – ЕАЭС). Рассмотрим специфику сотрудничества указанных государств в рамках интеграционного объединения.
Предшественником ЕАЭС было Евразийское Экономическое Сообщество, действующее в рамках ЕврАзЭс, прошедшее длительную эволюцию от Соглашения о таможенном союзе, подписанного в Москве 20 января 1995 г. Россией, Беларусью и Казахстаном, последующего присоединения к нему Кыргызстана и Таджикистана, через институциональное оформление в форме создания организации Евразийское экономическое сообщество в октябре 2000 г. до последнего расширения, когда ее членом стал Узбекистан (решение об этом было принято на заседании Межгосударственного совета в Санкт-Петербурге25 января 2006 г.).
ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.
Таможенный союз ЕврАзЭС - это испытания временем, эффективная форма экономической интеграции государств. Её предпосылками являются сопоставимость уровней экономического развития стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем.
Работа по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС велась в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением МежгоссоветаЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 6 октября 2007 г. № 1 . В подписанном Договоре о создании единой таможенной террито¬рии и формировании Таможенного союза :
Создание Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации представляет собой событие, влияние которого на экономическую политику Российской Федерации и развитие её правовой системы трудно переоценить.
Формирование нового механизма правового регулирования таможенных отношений в Российской Федерации, находящейся в составе Таможенного союза, требовало максимальной мобилизации интеллектуальных и организационных усилий, поскольку речь шла о законодательстве, которое регламентирует таможенное дело — одного из основных «доноров» российского бюджета, на долю которого в разное время приходилось от одной четверти до одной трети всех бюджетных поступлений.
В таможенном законодательстве выделены три уровня, которые в соответствии с критерием убывания юридической силы расположены следующим образом:
На фоне большинства интеграционных объединений в современном мире Таможенный союз ЕврАзЭС – явление, безусловно, молодое. С одной стороны, это обусловливает повышенный интерес к нему как к объекту научных изысканий и предоставляет гигантское пространство для исследований. С другой стороны, «период наблюдений» представляется явно недостаточным для того, чтобы сделанные в ходе анализа выводы могли претендовать на неопровержимость.
Несмотря на уже достигнутые положительные результаты, страны-участники ЕврАзЭС в действительности находятся в самом начале интеграционного пути развития. Им еще только предстоит создать единый экономический организм, в рамках которого преодолены все или большинство препятствий для развития центростремительного вектора совместного развития. В этом контексте сложно оценивать реальные результаты, проблемы и противоречия процесса формирования Таможенного союза ЕврАзЭС. Тем не менее, уже сейчас можно утверждать, что данный Таможенный союз является наиболее успешным и перспективным интеграционным объединением на постсоветском пространстве за все время его существования.
На базе ЕврАзЭс, который прекратил свое существование с 1 января 2015 года, был создан Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), Договоро создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия.
ЕАЭС действует на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества для укрепления экономик стран-участниц и сближения друг с другом, для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.
Деятельность таможенных органов стран – участниц ЕАЭС направлена на решение таких задач:
Таким образом, система таможенных органов Российской Федерации является единой, целостной, иерархично расположенной совокупностью таможенных органов, каждый из которых наделен определенным кругом задач, функций и правомочий в области таможенного дела, при совместной реализации которых государство способно осуществлять таможенное регулирование общественными процессами с учетом интеграции Российской Федерации в Таможенный Союз ЕАЭС.
Список используемых источников: