Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Могилецкая Ольга Федоровна,
Педагог-психолог
МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинска
* Однажды мы все приходим в этот мир — крохотными, беззащитными созданиями. Нужны родители, чтобы помогать малышам, окружать их заботой и любовью. День за днем растет ребенок. Впереди у него, столько всего: боли и радости, взлеты и падения, думы и молитвы... И все мы, желаем ему одного — чтобы судьба его была светлой, счастливой.
*В этот мир приходят малыши, которых мы называем детьми с особыми потребностями, особыми потому, что из-за своих ограничений они нуждаются в нашей особенной заботе. Как и всех, их ждет своя неповторимая судьба. И в ней тоже будут свои боли и радости, свои взлеты и падения. И им, как и каждому ребенку, хочется пожелать счастливой, светлой судьбы.
Но возможно ли это? Как может быть счастливой судьба ребенка, который родился инвалидом? Не противоречит ли одно другому?
Недавно, я прочитала цитату, сказанную слепоглухой женщины, которой пришлось преодолеть множество испытаний и все же прожить, по ее мнению, счастливую и полноценную жизнь, эта цитата образно описывает суть жизненного выбора, вот эти слова:
* «Когда одни двери счастья закрываются, открываются другие; но мы часто не замечаем их, поскольку не можем оторвать глаз от закрытых дверей».
* Одна из дорог, которая ведет в тупик, — дорога нереальных ожиданий: стучать в запертые двери, бесконечно искать и испытывать всевозможные методы лечения, лишь бы ребенок стал «нормальным».
Другая дорога, которая тоже заканчивается тупиком, — дорога отчаяния, депрессии: если «двери счастья» закрылись и не удается их открыть, жизнь воспринимается как трагедия, как утрата возможности быть счастливым.
Есть и третья дорога. Она связана с теми другими «дверями к счастью», которые мы, возможно, пока еще не видим, которые скрыты, до которых нам порой следует еще внутренне дорасти, но которые всегда есть.
А за ними — возможность прожить другую, «незапланированную» жизнь и найти неожиданное счастье.
Так что же делать? Кто возьмет родителей за руку, чтобы повести их назад к жизни?
*И при работе с родителями детей с ОВЗ ставлю перед собой следующие задачи:
· Содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития».
· Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье,: который способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.
· Формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждением, позволяющих реализовать принцип взаимосвязи и взаимодополнения знаний, получаемых в учреждении и семье.
· Содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.
*Основными формами работы являются:
В сознании родителей должна произойти определенная революция, изменение взгляда на жизнь, выработка по-настоящему новой философии восприятия мира.
Ребенок не виноват, что он такой. Ребенок не виноват, что в больном обществе есть люди, которые обесценивают и отбрасывают людей с ограниченными возможностями. И вопреки общим представлениям о счастье, отрицанию возможностей ребенка с ограничениями быть благополучным, он хочет и может стать счастливым.
Ребенок научится жить со своими ограничениями. Он сосредоточен не на них, а на жизни, на желании отношений, развития, взаимодействия.
Он настолько сильно нуждается в своих родителях, которые его примут и полюбят таким, какой он есть, кто и что бы им вокруг ни говорил!
Родителях, которые готовы идти вместе с ребенком, и вместе учиться творить новую жизнь — в новых, непредвиденных обстоятельствах — однако с верой, что она может быть хорошей, просто не такой, как планировалось.
Родители должны быть также готовы встать на защиту своего ребенка и менять этот мир, «реабилитировать» общество.
Ведь в действительности возможность прожить полноценную жизнь определяется не столько ограничениями, сколько восприятием ребенка окружающими, теми условиями, которые созданы в обществе для развития и самореализации людей с особыми потребностями.
Чтобы идти по этой дороге помощи ребенку, родители должны сделать один из первых шагов — принять явь, не тосковать все время по утраченным мечтам, не смотреть на ребенка и жизнь сквозь пелену того, «как все могло бы быть», не позволить горю поглотить себя.
*Дорога к любви долгая и непростая для каждого из нас. Наше сердце так часто находится в плену страха, гордости, эгоизма. Чтобы любить, оно нуждается в освобождении, очищении. Ему нужно как будто родиться заново. А каждое рождение сопровождается болью потуг. И время от времени семье, где есть больной ребенок, приходится пройти через такую боль, чтобы вырваться из плена отчаяния, уныния и возродиться в мире любви! Но эта дорога стоит цели!