Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Шведова Оксана Петровна
преподаватель Дальневосточного Федерального Университета
Россия, г. Владивосток
E-mail: kseniashvedova@yandex.ru
В этой статье пойдет речь о возникшем в эпох раннего христианства жанре житий святых, которые составляют самую обширную часть христианской литературы. Мы рассмотрим, в частности, жития с травестийным сюжетом и их особенности по сравнению с другими произведениями агиографического жанра.
Первые жития появились с приходом новой религии, христианства, сменившей античное язычество. Ранняя христианская литература, характеризующаяся обилием традиций, отразила в себе все черты этой новой религии.
Первыми по времени были записи и сказания о святых мучениках-христианах. Записывая дни кончины святых, христиане в эти дни праздновали их память. Жития святых -это литература, игравшая основную роль в повседневном чтении представителей средневекового общества, тексты житий использовались во время церковного богослужения. Этот жанр в большей мере, чем другие, подчинен дидактике, так как основной задачей его было наставление.
Для агиографии типична назидательность рассказа, так как по своему характеру и по своим задачам жития святых имели, прежде всего, церковно-служебное, религиозно-назидательное значение.
К приметам агиографического стиля относится также неизменно серьезный, не знающий иронии тон. Отсутствие иронии и шутки -признак агиографического стиля. Он связан с отношением к смеху в христианской культуре, где его носителем выступает смерть, дьявол, русалки. Христианское же божество никогда не смеется.
Признаки агиографического стиля- тяготение к формам идеализированной действительности, к ситуациям, приподнятым над будничным уровнем. Обычно житие передает «дивное и невиданное чудо, из ряда вон выходящую событие, идеальную ситуацию, дающую возможность в самом выгодном свете показать прославляемого героя.
Поэтому особой популярностью пользуются сюжеты, рисующие в большей мере христианские нравственным и религиозные нормы , чем нормы, типичные для повседневной жизни.
К ним, в частности, относятся повествования о переодетой монахом женщине, которые нередко расцвечиваются рассказами о том, как клеветники обвиняли этих мнимых иноков в соблазнении женщин —настолько их маскарад ни у кого не вызывал подозрений -игумен и братия с позором изгоняли их из монастыря , а они в своем безграничном смирении воспитывали ребенка , отцами которого слыли. Наличие большого количества таких сюжетов в византийской агиографической литературе позволяет выделить их в отдельный тип жития.
Именно такая фабульная канва имеет место в произведениях, которые стали предметом нашего рассмотрения: «Житие Марии» и «Житие и жизнь святой Феодоры». У Симеона Метафраста его героиня Мария уходит после смерти матери под видом юноши вместе с отцом в монастырь и живет там в трудах и молитвах под именем Марин, заслуживая уважение и почитание своим благочестием. Эта героиня выписана в традиционном житийном стиле: боголюбива с детства, у нее благочестивые родители, и вся жизнь ее —образец для подражания.
Несколько иная ситуация с Феодорой. Эта герионя по наущению беса впадает в грех. Она уходит в монастырь в «ризах мужа своего» вследствие горького раскаяния в совершенном грехе прелюбодеяния. В данном случае мы встречаемся с так называемым кризисным житием, в котором , согласно С.А. Гончарову и А.Х. Гольденбергу, происходит «преображение падшего человека» [2, с.23]
В кризисных житиях дается обычно только два образа человека, раздельных и соединенных кризисом и перерождением, — образ грешника (до перерождения) и образ праведника-святого (после кризиса и перерождения). Иногда дается и три образа , именно в тех случаях, когда особо выделен и разработан отрезок жизни, посвященный очистительному страданию, аскезе, борьбе с собой" [1, с. 266].
В нашем случае с Феодорой имеется три образа: сначала не совсем типичный образ Феодоры-грешницы, затем Феодора, осознавшая «мерзость греха», заслуживающая прощение трудами и молитвами в монастыре, и Феодора —святая.
Прочие сюжетные перипетии двух легенд совпадают: пораженная красотой молодого монаха женщина пытается его соблазнить, но, получив отказ, клевещет на него, обвиняя в отцовстве своего незаконнорожденного ребенка. В обеих легендах подвижницы не отвергают обвинение, а, с полным пониманием своей невиновности, приносят «вольную жертву»- безропотно удаляются в изгнание и воспитывают подкинутых детей как своих, в страхе Божием. Только после смерти наших героинь раскрывается их тайна. Раскаявшиеся у гроба клеветницы исцеляются, а братия поражается величию подвижницы.
В традиционной агиографии условные характеры-идеи не эволюционируют и не развиваются в ходе повествования. Единственное духовное изменение, которое иногда претерпевает агиографический персонаж, это раскаяние грешника(кризисные жития) или временное впадение в грех праведника , представляемые , однако, в виде мгновенной и внутренне неоправданной смены черного белым и белого черным: стихийное превращение всегда заменяет процесс психологической эволюции. Это совершенно уместно и применимо в характеристике наших двух легенд. Здесь нет эволюции образов . И лишь мгновенное осознание Феодорой содеянного ею греха является единственным моментом ее духовного роста.
Повторяемость одних и тех же сюжетов и мотивов относит нас к подражанию безропотным страданиям Христа и первых святых.
Библиографический список